Литература Пакистана

ПАКИСТА́НСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — литература народов Пакистана на языках урду, бенгали, синдхи, пушту (афг. яз.), белуджском, а также на гуджарат., араб., перс. и англ. языках. Произведения фольклора и письменной литературы, созданные народами Индостана в течение тысячелетий, являются общим культурным достоянием Пакистана и Индии. Уровень развития литератур Пакистана к моменту его образования (1947) был различным. Наиболее развитыми были литература урду, бенгальская, синдхи и пенджабская. Литературы Зап. Пакистана длительное время развивались в тесном взаимодействии, что способствовало формированию общности идей, художественной образности. С конца 19 в. установились связи между литературами западных и восточных районов колониальной Индии, что содействовало сближению современных литератур запада и востока Пакистана. Раздел страны (1947) нанес большой ущерб пакистанской литературе. Были закрыты основные издательства, литературные журналы, распались писательские организации. Для конца 40-х гг. характерно стремление мн. писателей отойти от традиций «индусской» литературы и укрепить «мусульманскую» традицию, с которой особенно тесно связана история персидской и урду литератур. В 1949 была создана Ассоциация прогрес. писателей Пакистана, вскоре запрещенная властями. Все же в 1955 на ее основе возникла Ассоциация свободомыслящих писателей, также просуществовавшая недолго. В 1959 писатели Пакистана объединились в «Гильдию писателей Пакистана», не имеющую, однако, единой идейно-эстетич. платформы. П. л. развивается в тесной связи с инд. лит-рами. Главенствующими в П. л. являются реалистич. направление в прозе и романтич. в поэзии. Большое внимание уделяется как взаимным переводам с языков народов Пакистана, так и переводам с зап.-европ. языков. За последние годы опубл. мн. переводов из рус. классич. и сов. литературы.

Наиболее известными писателями урду являются Файз Ахмад Файз, А. Н. Касми, Джош Малихабади, Эхсан Даниш, С. Х. Манто, Ибрахим Джалис, Гулам Аббас, Мирза Адиб. В своих прозаич. произв. они выступают в осн. как реалисты, а их поэзия развивается гл. обр. в русле революц.-романтич. направления. Приобрели популярность прозаики-реалисты Шаукат Сиддики, Хадиджа Мастур, Хаджра Масрур, Джамила Хашми. К модернистам относятся поэты Мираджи

(1910—49) и Н. М. Рашид. Сильное влияние модернистов испытал романист Азиз Ахмад. Широкое распространение получили детективные и «исламские» романы (М. Ислам, Раис Ахмад Джафри, Насим Хиджази, Рашид Ахтар). Развиваются драматургия и критика урду. Патриотич. идеями пронизано творчество лучших писателей синдхи (Шейх Аяз, Абдур Раззак, Хари Дилгир, прозаики Гулам Хайдар Балуч, Анджам Халаи, Мухаммад Хасан Саз). Проза заметно отстает от поэзии, а драматургия представлена слабо. Успешно развивается пуштунская (афганская) поэзия (Амир Хамза Шинвари, Самандар-хан Самандар, Ганихан). Пуштунская проза практически стала развиваться после образования Пакистана; драматургия и критика только зарождаются.Белуджская лит-ра формируется в последние десятилетия: Гуль-хан Насир (р. 1914), Мухаммад Хусейн Анка, выступавшие с патриотич. стихами; Азад Джамалдини (р. 1918), поэмы к-рого направлены против колониализма, зовут к возрождению белуджского народа; Захур Мухаммад-шах Саид Хашми (р. 1926), Мухаммад Исхак Шамим (р. 1923), Абдул Рахим Сабир (р. 1919), Абдул Хаким Хакгу (р. 1912). Появились первые рассказы (прозаики Балуч, Бадбан Рики, Абдулла Джан Джамалдини, Тадж Мухаммад). Начали выходить первые периодич. издания — журн. «Уман» («Общество»), «Навае ватан» («Голос родины»), создана Белуджская академия (1959), возникли первые лит. орг-ции. Гуджаратскую лит-ру представляют прозаики Адиб Куреши, Салик Папатиа, Мухаммад Адиб, поэты Шама Порбандари, Тауфик Хатир, Джафар Мансур.

Бенгальская лит-ра Вост. Пакистана имеет давние традиции. Поэзия сохраняет преемственность с «мусульманской» лит-рой, истоки к-рой относятся ко времени завоевания Бенгалии войсками мусульм. правителей (13—14 вв.), а расцвет — к 16—17 вв. В течение неск. столетий традиц. сюжетами этой лит-ры были мусульм. легенды и баллады (история Юсуфа и Зулейки — автор Шах Мухаммад Шогхир, баллада о Лейле и Меджнуне — автор Доулот Уджир Бохром-хан), жития мусульм. святых и пророка Мухаммеда. Из лириков-мусульман, обращавшихся также к «индусским» сюжетам, известны Доулот Кази и Шойед (Саед) Алаол (см. Бенгальская литература). Мн. совр. поэты используют мусульм. мифы, легшие в основу т. н. лит-ры пунтхи (18—1-я пол. 19 вв.). К их числу относятся Койкобад (автор поэмы «Великое кладбище»), Мозаммол Хок (автор сб. «Родники нации»). К старшему поколению поэтов относятся: Джасимуддин, широко использующий фольклор; поэтесса Бегом Суфия Камал (сб. «Великий мир» и др.); автор патриотич. песен Гхулам Мустафа; лирик Абдул Кадир; поэты Бонде Али Миан, Мойнуддин и др. В среднем поколении выделяется группа поэтов, использующих «мусульманскую» тематику и образность: Фарук Ахмад, Шойед Али Ахшон, Талим Хусейн. К числу поэтов, в творчестве к-рых сильны демократич. устремления, относятся: сатирик Ахшон Хобиб (сб. «Конец ночи»); юморист Шоноул Хок («Река и человеческая поэзия»); Абдул Хусейн, чьи стихи проникнуты духом протеста («Новая весна»); Абдур Рошид Хан, Ашраф Шиддики и др. В лит-ру пришли молодые поэты Шомшур Рохмон, Хошон Хофизур Рохмон, Абу Джафар Обойдулла и др. Успешно выступают драматурги Шоукот Ошман, Ошкар Ибн Шойкх (пьеса «Огненная гора», посвященная нац. инд. восстанию 1857—59). Из романистов должны быть упомянуты: Шойед Валиулла (роман «Красное покрывало», обличающий власть религ. пережитков); Абуль Калам Шамшуддин, описывающий разорение деревни («Два сердца», «Девушка из деревни»); сатирик Абуль Маншур Ахмад («Конференция по продовольствию»); Шохидулла Койшар («Дневник политзаключенного», «Жена моряка»). Популярен

короткий рассказ (Абуль Фазл, Мохбуб Алом, Шоукот Ошман, Абуль Калам Шамшуддин, Булбул Чоудхури, Шохид Шабор, Аллауддинал Азад, Шойед Валиулла).

Лит.: Рассказы пакистанских писателей, пер. с урду, М., 1965; Сухочев А. С., Заметки о Гильдии писателей Пакистана, «Кр. сообщения Ин-та нар. Азии АН СССР», М., 1965, в. 80; Фаиз Ахмад Фаиз, Многообразие и жизненная сила (О совр. лит-ре и театре Пакистана), «Ин. лит-ра», 1964, № 4; Глебов Н.,Сухочев А., Лит-ра урду. Краткий очерк, М., 1967; Bausani A., Storia delle litterature del Pakistano, Mil., 1958; Атвар Рахман, Шампротик чхотоголпер дхара, «Пакистан и кхобор», Дакка, 1963, № 2.

А. П. Гнатюк-Данильчук (лит-ра Вост. Пакистана),
А. С. Сухочев (лит-ра Зап. Пакистана).

 

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke5/ke5-5382.htm