Африканская литература конца XX начала XXI века

В 1900–2000-е тема «встречи культур» (традиционной африканской и западной) рассматривается во многих произведениях романистов Африки. Например, в повести Исповедь современного эфиопского писателя Ашенафи Кэббэдэ речь идет о трагической любви обучающегося в США африканского студента и американской девушки. В литературе Замбии в 1980–1990-е теме «перекрестка цивилизаций», возможности сосуществования старого и нового миров, посвящены романы Жена моего дядюшки (1985) Джозефа Лу, За закрытой дверью (1992) Сьюзан Читабанты, Стрелы желания (1993) Бимвеллы Синьянгве и др. Авторы пишут о происходящих в замбийском обществе сложных процессах: развитии многопартийности, приватизации в области экономики, коррупции и сложной жизни народа в условиях перемен. Герои книг в большинстве своем верят в торжество светлых сторон человеческой натуры, силу положительного примера и созидательные возможности человека. Теме женской эмансипации посвящен роман Меняющиеся тени Генри Мусенги.

В период существования режима апартеида в ЮАР многие литераторы (Алекс Ла Гума, Питер Абрахамс, Гарри Блум, Надин Гордимер, Эзекиль Мпахлеле, Алан Пейтон) в своих произведениях затрагивали проблему расовой дискриминации.

Литераторы африканских стран остро реагируют на происходящие изменения в обществе, в их произведениях появляются новые темы, отображающие реалии африканского общества. Одна из них – тема эмиграции. Ей посвящены романы живущей в Лондоне нигерийской писательницы Бучи Эмечета Кехинде (1994) и Новое племя (2000). Главная героиня первого романа, служащая лондонского банка Кехинде, пытается найти свое место в новом для нее мире. Ей это удается, но ценой потери семьи. Вернувшись в Нигерию, она уже не может смириться с традиционным африканским укладом (в данном случае с полигамным браком). Многие авторы, пишущие об африканских эмигрантах, показывают их интеграцию в западное общество как жесткий, а порой и жестокий, болезненный процесс, часто сопряженный с трансформацией личности.

Многие проблемы современности локального и глобального уровней (безопасность, угрозы политической стабильности стран, проблемы экологии, наркомания, проституция, безработица и пр.) находят отражение в творчестве поэтов африканских стран – Теобальд Мвунги (Танзания), Китака ва Мбериа (Кения), Сьюзан Кигули, Табан Ло Лионг и Тимоти Вангуса (Уганда) и др. Авторы пытаются показать несправедливость современного мира, в котором царят насилие, жажда наживы, невежество и прочие пороки. Эти поэты нередко прибегают к сатирической манере показа героев, высмеивая их стремление к наживе, в котором они могут переступить черту общечеловеческих принципов морали. Поэты пытаются донести до читателя мысль, что на фоне глобальных катастроф в африканском обществе сегодня существует реальная угроза потери традиционных духовных ценностей.

Литераторы Африки пишут о проблеме СПИДа. Трагедия судеб людей, столкнувшихся с ним, показана в последнем романе (Родовые муки начинаются, 1995), умершего от СПИДа конголезского писателя Сони Лабу Танси. Поднимаются также проблемы этноконфессиональных противоречий (например, в поэзии чернокожих авторов Судана Мухаммеда Мифтаха аль-Фейтури и Мухи ад-Дин Фариса отражены проблемы взаимоотношений юга и севера страны), которыми часто сопровождается процесс демократических преобразований, начавшихся в 1990-е.

В литературе 1990-х появились произведения, в которых сильны апокалиптические настроения, например, книги пишущих на языке суахили танзанийских авторов Э.Кезилахаби и В.Мкуфьи. Их герои, сталкиваясь с общечеловеческими проблемами (неграмотное отношение к окружающему миру, к людям, к богу, вере, приводящее к разрушению отношений, связей, судеб и саморазрушению личности), мучительно ищут выход и порой находят его в самоубийстве.

Африканские литературы 1990–2000-х во многом ориентированы на получение коммерческого успеха. Широкое распространение получили такие жанры массовой литературы как мелодрама, авантюрный и «женский роман», детективы, часто представляющие собой адаптированные к местным условиям аналоги зарубежной книжной продукции (например, книги угандийских писателей – Тени времени (В.Бьябамазима, 1999) и Судьба отверженных (Джулиус Оквиньо, 1997)). Оно несколько снизило интерес широкого читателя к «серьезной» (элитарной) литературе. Тем не менее, есть примеры успешных попыток пробы пера молодыми авторами в области социального и исторического романа (в т.ч. романы писательниц из Уганды Дочь делегата (1997), Незримый червь (1998) Мэри Окурут и Кислый ме» Мэри Абаго (1999)). В 1990–2000-х в романистике ЮАР наиболее известны имена писателей Андре Бринк, Стивен Грей, Синдиве Магона, Майк Никола, Энтони Флейшер, Джон Эппель. В 2004 опубликован роман Пурпурный гибискус молодой нигерийской писательницы Чимаманды Нгози Адичи (род. в 1977), в котором затрагиваются проблемы современного нигерийского общества и христианства.

В программе возрождения африканского континента под названием НЕПАД («Новое партнерство для развития Африки»), совместно разработанного президентами ЮАР (Т. Мбеки), Алжира (А. Бутефлика), Нигерии (О. Обасанджо) и Сенегала (А. Вад) в 1999–2001, большое значение уделяется «восстановлению культур и поощрению художественного творчества народов Африки». В рамках этой программы в 2000–2003 проведены несколько региональных фестивалей, в которых принимали участие литераторы африканских стран и представители африканских диаспор. В условиях активного воздействия западной культуры африканским литературам, тем не менее, удается сохранять основы многовековых традиций. В большой степени этому способствует национальное радиовещание.

В современных условиях развитию национальных литератур помогает взаимодействие творческой интеллигенции африканских стран с работающими на их территории франкофонными и другими организациями, которые регулярно проводят разнообразные культурные мероприятия. Среди них французский культурный центр им. А. Рембо и институт Гете (Германия) в Джибути, французские культурные центры в Сенегале, Нигере и др. странах. Активно участвовали в налаживании связей в сфере литературы культурные центры СССР/России (в Бенине, Нигерии и Танзании).

По мнению многих российских и зарубежных литературных критиков, одной из главных тенденций развития современного литературного процесса в африканских странах является наличие своеобразного синтеза элитарной и массовой литературы. Подавляющее большинство тем, которые затрагиваются современными африканскими литераторами в их произведениях, наполнены трагизмом. Авторы пытаются отразить реальную действительность, понять суть происходящих событий, предлагают читателям свой вариант понимания человеческой природы. Развитие новых тем, поиск новых литературных форм свидетельствуют, по мнению многих отечественных и зарубежных исследователей, о жизнеспособности современных африканских литератур и динамичности их развития.

материал взят с сайта http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/AFRIKANSKAYA_LITERATURA.html?page=0,5