Африканская литература

АФРИКАНСКАЯ ЛИТЕРАТУРА – литературные произведения, созданные авторами, живущими в странах африканского континента, в основном лежащих южнее Сахары. В африканской литературе переплелись традиции многочисленных африканских народов, соединившиеся в процессе исторического развития с культурными традициями Европы, Азии, Индии и Америки.

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С КУЛЬТУРАМИ

ЕВРОПЫ, АЗИИ И АМЕРИКИ

Литературы африканских стран сформировались на основе традиций устного народного творчества в результате взаимодействия культурных традиций населяющих их народов. Фольклор Африки представляет собой мозаику разнообразных сказок, мифов, песен, басен, загадок, легенд, эпических преданий, тесно связанных с мифологией и традиционными африканскими верованиями (анимализм, фетишизм, культ предков, сил природы и др.). Он существует в тех или иных жанровых формах во всех регионах континента. Разнообразием форм отличается фольклор ЮАР (сказки зулусов, бушменов и готтентотов), Гамбии (народа фульбе), Зимбабве (шона и ндебеле), Бенина (прежде всего народа фон) и др. стран. Оригинальностью отличается фольклор нубийцев и сказки народов Южного Судана, а также у народов афар и исса (Джибути). Древнейшая повествовательная форма устного творчества африканских народов – многочисленные сказки о животных. Наиболее частыми персонажами являются черепаха (у народов игбо (ибо), йоруба, эдо), заяц (у большинства бантуязычных народов и народов Западной Африки), гиена или шакал (у сомали, готтентотов и др.), паук (у ашанти, малинке и др.). Интересно то, что в классическом варианте африканских сказок о животных отсутствует элемент морализации.

Еще в колониальный период была осуществлена запись зулусских и бушменских сказок, в 1891 в Анголе издана книга Народная мудрость в ангольских пословицах местного писателя и фольклориста Ж.Диаша Кордейру да Маты, была сделана также запись фольклора народа эве (Того). В 1990-е в Джибути были изданы несколько сборников легенд и сказок местных народов на французском, афарском и сомалийском языках. Интерес вызывает тот факт, что возвращение некоторых произведений устного творчества, например, сказок народов банту в ЮАР, происходит в процессе обратного перевода с английского языка или языка африкаанс. Это стало возможным благодаря тщательным записям фольклора и изданию книг, сделанных путешественниками и христианскими миссионерами в 17–18 вв.

Основой африканских литератур также стали эпические повествования о деяниях исторических или мифических лиц, подвиги которых объясняются покровительством сверхъестественных сил – эпические сказания Силамака и Пуллори Фульбе и Сундьята Мандинго (Мали), Предание о Мвиндо Ньянга (Центральная Африка). В 1975 английский африканист Гордон Иннес издал три двуязычных текста (на английском и языке мандинка) эпоса древнего государства Мали под названием Сундьята. Поэтические сказания Судана датированы 10 в. н.э.

Национальные литературы многих западноафриканских стран (Бенина, Гамбии, Нигера, Сенегала) сформировались и тесно связаны с искусством гриотов (общее название профессиональных сказителей и музыкантов-певцов в Западной Африке). У разных народов им даны свои имена: например в Гамбии, у мандинго их называют джали, у фульбе – гауло, а у волоф – гевел. В наши дни выступления гриотов Мансура Сек (Сенегал), Келефа Сане (Гамбия), Дана Гурму (Нигер) записываются на компакт-диски, с их участием снимаются видеоклипы.

материал взят с сайта http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/AFRIKANSKAYA_LITERATURA.html?page=0,5