Письменные литературные памятники стран Африки

Во многих государствах Африки письменность на языках местных народов стала формироваться только после получения независимости. В Того до нач. 1980-х письменность была только у народа эве. В Гамбии письменность народа фульбе, основанная на базе арабского и латинского алфавитов, была создана намного раньше, чем у других местных народов. Однако в ряде стран история письменности исчисляется столетиями. Эфиопская литература на древнеэфиопском языке геэз зародилась в 4–7 вв. в период расцвета царства Аксум. Высокого развития достигла литература в малийских городах Гао, Дженне и Томбукту государства Сонгай. Известный путешественник Лев Африканский (настоящее имя – аль-Хасан ибн Мухаммад аль-Ваззан аз-Заййати аль-Фаси) в своем труде Описание Африки и достопримечательностей, которые в ней есть (1526) писал о г.Томбукту: «В этом городе самой прибыльной является торговля книгами». В Судане сохранились т.н. Сеннарские хроники (повествования о султанате Сеннар 16–19 вв., автором одного из наиболее известных вариантов хроник был Ахмед Катиб аш-Шун), а также биографический словарь мусульманских святых, поэтов и улемов под названием Табакат (Ступени), написанный Мухаммедом вад Дайфаллахом аль-Джаали.

На появление и развитие письменности и литературы во многих африканских государствах большое влияние оказало распространение ислама. И это относится не только к странам Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис и др.), в которых литература развивалась, как часть общей арабской культуры. До кон. 19 в. литература Танзании на языке суахили записывалась арабской графикой. Во второй пол. 19 в. литература Судана (в основном, поэзия) развивалась как часть арабской литературы. Большое влияние на ее становление оказала литература Египта. Литература Чада в колониальный период также развивалась на арабском языке. Письменность многих стран Западной Африки появилась и сформировалась именно благодаря распространению исламской письменной культуры. Литература Мали, например, основана, помимо богатых традиций устного народного творчества, на исторических хрониках 16–17 вв. (наиболее известные авторы – Махмуд Кати и ас-Сиди) и литературе религиозного характера, написанной на арабском языке. Первые письменные памятники Мадагаскара – исторические хроники «сурабэ» (12 в.) – записаны на малагасийском языке также с помощью арабской графики.

Появление письменности во многих странах Африки произошло в колониальный период. Распространение европейских языков в качестве средства широкого межэтнического общения, появление интеллигенции способствовали формированию современных национальных литератур. Письменность на африканских языках в ЮАР (на базе латинского алфавита) была введена во второй половине 19 в. В колониальный период в процессе проникновения в Африку европейцев и христианства получили широкое распространение религиозные тексты. Зарождение литературы на африканских языках в Намибии связано с именем миссионера М. Раутанена, который изобрел письменность на языке ндонга и перевел на него текст Библии. Зарождение национальной литературы на местных языках, письменность которых была разработана на основе латинского алфавита, в Зимбабве началось в кон. 1950-х., Мали (за исключением языка фульбе) – в кон. 1960-х, алфавит местных языков Чада (на основе арабских и латинских графических знаков) был создан в 1976. Произведения же на креольском наречии на о. Реюньон («заморский департамент» Франции в Индийском океане) стали издаваться только в 1990-е.

материал взят с сайта

http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/AFRIKANSKAYA_LITERATURA.html?page=0,5