Поэты ЮАР

Первым выдающимся южноафриканским поэтом был шотландец Томас Прингл (1789—1834). Выпускник Эдинбургского университета переселился в 1819 г. в Кейптаун, где ему было предложена должность в местной библиотеке. Прингл прожил в Южной Африке шесть лет и основал первый в этой стране журнал.


Томас Прингл
Потеряв работу и разочаровавшись в возможности построения межрасового общества в Южной Африке, поэт поселился с семьёй в Лондоне, где напечатал сборник стихотворений «Африканские наброски» (African Sketches, 1838) и воспоминания под названием «Повествование о моей жизни в Южной Африке». Несколько стихотворений Прингла.
Стихотворение Томаса Прингла «Afar in the Desert»
Впервые о южноафриканской литературе в Европе заговорили в 1883 г., после выхода в свет романа Оливии Шрайнер «История африканской фермы» Шрайнер родилась в миссионерском поселении на территории Капской колонии и в юные годы увлекалась поэзией Герберта Спенсера и Эмерсона. Она начала писать в 1874 г., работая гувернанткой. В начале восьмидесятых годов прошлого века Шрайнер отправляется в Лондон, где её роман «История африканской фермы» впервые привлёк внимание широкой публики к работам писателя из колоний. Она была активным членом феминистского движения и выступала против жестокости британской армии в англо-бурской войне 1899—1902 годов.
Оливия Шрайнер
Роман Шрайнер до сих пор поражает и увлекает. Захватывающий сюжет не позволяет оторваться от книги. При этом роман полон глубоких философских раздумий и наблюдений. «Африканскую ферму», без сомнения, можно причислить к жемчужинам англоязычной литературы.
Подробнее об Оливии Шрайнер — в статье «Olive Schreiner: A Century in Russia»
В 1926 г. выход в свет романа Уильяма Плумера (1903—73) «Турботт Вулф» потряс южноафриканское общество. Писатель родился в Южной Африке, но получил образование в Англии. После нескольких лет занятий сельским хозяйством он основал в Южной Африке литературный журнал «Voorslag» и выпустил свой первый роман.
Уильям Плумер
Книга произвела эффект разорвавшейся бомбы. Читающая общественность разделилась на сторонников и противников «Турботт Вулфа». И всё потому, что Плумер впервые выступил с заявлением о том, что ущемление чёрного населения в правах преступно и сделал это с таким удивительным мастерством художника, что читатели не могли остаться равнодушными. Блестящий стиль и язык автора — вот инструменты, с помощью которых писатель рассматривает южноафриканские проблемы «со стороны», глазами главного героя-англичанина.
Однако, значение романа не только в том, что его автор протестовал против расовой дискриминации. Для современного читателя, пожалуй, интереснее будет захватывающее повествование, написанное сочным языком, прекрасно передающим южноафриканский колорит. Большинство образов выписано очень точно и психологически верно.
В последующие десятилетия Плумер жил, в основном, в Великобритании, где редактировал романа Яна Флеминга о Джеймсе Бонде, сочинял либретто к операм Бенджамина Бриттена и писал стихи.
Стихотворение Уильяма Плумера «The Scorpion»
Стихи Уильяма Плумера, вдохновлённые русской литературной классикой
Рой Кэмпбелл (1902—1957) считается, возможно, самым выдающимся южноафриканским стихотворцем. По мнению Т. С. Элиота и Дилана Томаса, Кэмпбелл — один из лучших поэтов 20—30-х гг.
Рой Кэмпбелл
После окончания Оксфорда и путешествий по Франции Рой Кэмпбелл в 1924 г. написал поэму «Пылающая черепаха» (The Flaming Terrapin) об огромной водяной черепахе, переносящей Ковчег Завета в новый мир. Вернувшись в Южную Африку, поэт сотрудничал с Уильямом Плумером в журнале «Voorslag». В эти и последующие годы он пишет множество эпиграмм и сатирических стихов в адрес видных южноафриканских деятелей политики и культуры.
Огромное влияние на поэзию Кэмпбелла оказала испано — и португалоязычная литература. В творчестве этого поэта можно проследить два основных направления: Кэмпбелл — сатирик, бичующий пороки общества и властей, автор многих остроумных эпиграмм; и Кэмпбелл — философ, одним из лучших произведений которого является стихотворение «Луис дэ Камоэнс» (1946) Читая лучшие произведения Кэмпбелла, испытываешь наслаждение от сочетания тонкого юмора, иронии и самоиронии, переплетения разных культурных традиций и от философского взгляда на жизнь.
Стихотворение Роя Кэмпбелла «Luis de Camoes»
Два крупнейших мастера южноафриканского рассказа — Чарлз Босман и Полин Смит предлагают читателю две точки зрения при исследовании современного им южноафриканского общества.
Полин Смит
Полин Смит (1882—1959), родившаяся в Оудтсхурне, была в возрасте 11 лет увезена в Великобританию, где получила образование и прожила основную часть жизни. Однако бурская культура оказала влияние на будущую писательницу. Вышедший в 1924 году сборник рассказов «Малое Карру» потряс читателей своим необыкновенным языком. Смит использовала обратный порядок слов и непривычный ритм, характерные не для английского, а для африкаанс. Тонкий психолог, Полин Смит описывает жизнь одного из самых глухих уголков Южной Африки просто и точно. Её неподдельная симпатия к героям передаётся читателю.
Рассказ Полин Смит «Боль» (русский перевод)
Чарлз Босман
Героями рассказов Чарлза Босмана (1905—1951) тоже были африканеры, жители маленьких деревень и посёлков. Но, если Полин Смит пишет о них с лёгкой грустью, лиризмом, то в рассказах Босмана всё пропитано иронией. При этом, возможно, ускользает реальное человеческое, и в конце концов, вместо людей остаются лишь комические маски. Не преуменьшая мастерство Босмана, хочется сказать, что российскому читателю, воспитанному на Чехове, Достоевском и Толстом, наверное, покажутся ближе рассказы Полин Смит. Босман предлагает нам от души посмеяться. То огромное жизнелюбие, которым переполнены его произведения, может дать надежду любому отчаявшемуся. Босман по-прежнему остаётся королём южноафриканского юмора. Вы наверняка с большим удовольствием прочтёте его рассказы. Но вряд ли стоит искать в его рассказов подтексты или философский смысл.
Крупнейшим южноафриканским романистом периода между двумя мировыми войнами является Сара Гертруд Миллин (1889—1968). Получив образование в Кимберли, она публикует в 1920 году свой первый роман. Самыми удачными её произведениями традиционно считаются романы Adam’s Rest (1922), God’s Stepchildren (1924), Mary Glenn (1925) и The Sons of Mrs Aab (1931). Кроме того, Миллин — автор биографий генерала Смэтса и Сесила Родса, а также сборника эссе «Народ Южной Африки» (People of South Africa), в котором она даёт психологический портрет каждой из основных национальных групп, проживающих в ЮАР.
После Второй мировой войны на литературной сцене Южной Африки появился Алан Пейтон (1903—88). Он родился в Питермаритцбурге и в 1935—48 годах возглавлял колонию для несовершеннолетних преступников в Йоханнесбурге. В 1953 г. он основал и возглавил Южноафриканскую либеральную партию, оппозиционную по отношению к правившей в то время Национальной партии, партии апартеида.
Алан Пейтон
Самый известный роман Пейтона — «Плачь, любимая страна» (1948). Это произведение привлекло внимание мировой общественности к проблемам расовой сегрегации в Южной Африке. Но одной из вершин южноафриканской литературы стал второй роман Алана Пейтона «Слишком поздно, кулик» (1953). В той книге межрасовый конфликт по-прежнему находился в центре внимания. Но на этот раз Пейтон попытался пойти по пути большего психологизма. Он знакомит читателя с внутренним миром типичного африканера и прослеживает эволюцию его сознания в сторону большей терпимости. А затем наступает момент, когда герой переступает черту, за которой нет пути назад. История молодого бура, почувствовавшего странное влечение к представительнице «низшей» расы, изложена в романе очень убедительно. Алана Пейтона считают одним из лучших англоязычных писателей Южной Африки.
Сэр Лауренс фан дер Пост (1906—1996) занимает важное место в истории литературы ЮАР. Этот писатель африканерского происхождения с детства был знаком с культурой бушменов и банту, что наложило отпечаток на его последующее творчество. На Фан дер Поста также безусловно повлияла и дружба с Карлом Юнгом. Первый и самый лучший роман писателя — «В провинции» (1934) был опубликован по рекомендации Вирджинии Вульф.
Лауренс фан дер Пост
Но Фан дер Пост прославился благодаря своим документальным, а не художественным произведениям. Во время Второй мировой войны он оказался в японском плену. В 60-е гг. он написал о времени, проведённом в заточении, два романа, по мотивам которых был снят фильм «Счастливого Рождества, мистер Лоуренс» (1983) с Дэвидом Боуи в главной роли. Серди самых известных публицистических книг Фан дер Поста — «Путешествие вглубь страны» (1952) об экспедиции в Малави, «Затерянный мир Калахари» (1958) и «Сердце охотника» (1961) об истории и культуре бушменов.
В 1964 г. Лауренс фан дер Пост опубликовал воспоминания о своей поездке в СССР, под названием «Путешествие в Россию» (1964). Писатель был другом и советником Принца Чарлза и Маргарет Тэтчер. В 1981 г. королева Великобритании Елизавета II посвятила Лауренса фан дер Поста в рыцарское звание.
Одним из самых известных африканских писателей является Эскиа (Эзекиль) Мпахлеле (1919-). Родившийся в чёрном посёлке рядом с Преторией, Мпахлеле благодаря своему трудолюбию и упорству смог получить высшее образование и работал преподавателем и журналистом. Самым значительным его произведением является ставшая уже классической автобиография «Вниз по Второй Авеню» (1959).
Эзекиль Мпахлеле
Эта книга не просто об авторе, а о времени, в котором он жил и типичным героем которого являлся. Цепкая память Мпахлеле помогает восстановить мелочи, позволяющие воссоздать картину современной писателю Южной Африки. Конечно, это — «литература протеста», но «Вниз по Второй Авеню» стала одним из лучших её образцов. Основной мотив книги — человек и непреодолимые обстоятельства, встающие на его пути; личность и среда, неспособная к изменению. Эта общечеловеческая тема.
Видные южноафриканские поэты середины ХХ века:
Френсис Кэри Слейтер (1896—1958). Стихотворение «Lament for a Dead Cow» и фрагмент из поэмы «Drought»
Гай Батлер (1899—1981). Стихотворение «Tourist Insight into Things»
Фрэнк Темплтон Принс (1912—2003). Стихотворение «Soldiers Bathing»
Дуглас Ливингстон (1936—1996). Стихотворение «Sjambok»
Самым знаменитым драматургом Южной Африки является Атол Фугард (1932—). Он пишет о «низах» общества и заставляет весь мир услышать их голос. Среди его наиболее известных произведений пьесы «Кровные узы» (1961) и «Здесь живут люди» (1969).
Атол Фугард
Наверное, самое сильное произведение Фугарда — «Бусман и Лена» (1969), крик отчаяния и безысходности. Но эта пьеса, создавая ощущение тупика, заставляет задуматься о выходе из него. В «Бусмане и Лене» Фугард заявляет, что если к людям относятся не по-человечески, они теряют людской облик. Этот принцип, конечно, распространяется не только на систему апартеида. Он универсален. В этом, а также в ярких образах и языке — главная ценность пьесы Фугарда.
«Бусман и Лена» дважды экранизировалась. В 1976 г. южноафриканский режиссёр Росс Девениш снял первую киноверсию этой пьесы. Во второй версии, вышедшей на экраны в 1999 году, главные роли исполнили голливудские звёзды Денни Гловер и Анджела Бассетт. Ещё одна экранизация пьесы Фугарда, созданная Россом Девенишем, «Ноготки в августе» удостоилась в 1984 г. двух призов Берлинского кинофестиваля. А в 2006 году южноафриканский фильм «Тсотси», снятый по одноимённому роману Фугарда, получил премию «Оскар» как лучшая иностранная картина.
Питер Абрахамс (1919—), южноафриканский романист, в 50—80-е гг. был популярен во всём мире, и особенно в Советском Союзе. По его книгам в советских школах изучали английский язык. Большинство его романов переведено на русский, а по мотивам «Тропою грома» (1948) в СССР были поставлены художественный фильм на Ереванской киностудии (1956) и балет на музыку К. Караева — в московском Большом театре и ленинградском Театре им. Кирова, нынешнем Мариинском (1959).
Питер Абрахамс
В молодости Абрахамс работал кочегаром на пароходе, а затем — журналистом в Лондоне. С конца 1950-х гг. писатель живёт на Ямайке. Его творчество посвящено борьбе против апартеида и расовой дискриминации. Самые известные произведения Абрахамса крайне политизированы — «Венок Майклу Удомо» (1956), «Ночь принадлежит им» (1965) и «Наш остров теперь» (1966). Проблемы, затрагиваемые автором, касаются борьбы за права человека не только в ЮАР, но и во всём мире. Об этом его лучший, по мнению многих критиков, роман «Вид из Коябы» (1985).
Новый, нетенденциозный взгляд на творчество Питера Абрахамса
Освальд Мтшали
В конце 60-х-начале 70-х годов в южноафриканской литературе, наконец, появились яркие и самобытные негритянские поэты. Это поэзия «чёрных» посёлков и пригородов, соединившая в себе шум большого города и наследие предков. Такой сплав оказался очень продуктивным. Поэтический сборник Мтшали «Звуки пастушьего барабана» (1971) уже стал классикой южноафриканской литературы.

http://gauteng.ru/istoriya-kul-tura-traditscii/istoriya-angloyazychnoi-literatury-uar.html