Батакское письмо

БАТАКСКОЕ ПИСЬМО – буквенно-слоговое письмо южно-индийского типа, форма букв сильно редуцирована. Распространено на севере о. Суматра (от санскритского suvarna dvipa «золотой остров») в районе оз. Тоба. Обслуживает один из индонезийских языков. Этноним «батак» употребим и для горцев филиппинского о. Палаван, где так называют дикарей. Батакская культура очень архаична, влияние индии минимально: здесь письмо появилось позже, чем у других индонезийских народов.

Вообще, батаки демонстрируют разительный контраст, имея весьма развитую систему письма, у них до недавнего времени сохранялись обряды «охоты за черепами» и ритуальное людоедство. В настоящий момент письмо правостороннее, хотя раньше направление строк было разным (встречался и бустрофедон). Считается, что батаки заимствовали свою письменность у соседнего, более развитого малайского народа минангкабау (См. Реджанг и лампонг).

Писали батаки на тонких бамбуковых дощечках или свиных костях, связанных веером. Слова отделялись специальным знаком \. Начало абзаца иногда выделялось знаком . Батакским письмом особым ритуальным языком, отличающимся от разговорного, записаны «пустахи» – священные книги местных шаманов («дукуны», «дату»). Сохранились немногочисленные хроники-генеалогии 18-19 вв. – «Паратингкиан бандар ханопан» об основании княжества Силоу потомками небожительницы Путри Хиджоу (Зеленой принцессы) и родословная одного из каро-батакских племен – «Пустаха Гинтинг». Известны записи плачей андунг-андунг и мифические песни биланг-биланг. Батаками записаны космогонические мифы о создании земли богиней Си-Бору-Деак-Перуджар, произведения волшебного эпоса с отголосками санскритских веяний: «Си Малин Деман», «Раджа Хонас Мандаилинг», «Волшебник с железными волосами» и «Колдун из Ангкола».

Батакские мифы связывают письменность с царством мертвых душ – Бегу, где на вершине седьмого неба восседает бог Мула-Джади. Перед его домом стоит дерево Джамбубарус, на листьях которого записана судьба каждого человека.

Батаки делятся на шесть этнических групп, из которых самые большие тоба и каро исповедуют христианство (тоба придерживаются лютеранства и реформатского течения христианства, каро – сохраняют языческие и шаманистские верования); сималунгун (тимур), пакпак (даири), мандайлинг и ангкола обращены в ислам суннитского толка.

Батакская христианская протестантская церковь – крупнейшая лютеранская община Азии. Возникла в 1861 при особой прозелитической активности голландского миссионера Л. Номменсена, христианизировавшего половину всех батаков.

Голландцы вторглись во внутренние батакские районы в 1878, положив начало захвату областей озера Тоба со священным островом посередине него Самосир, Селиндунг и Тарунтунг, а через несколько лет началась аннексия южных батакских районов. К 1906 батаки были полностью покорены. Война с голландцами привела к возвышению племенного вождя батаков Сиига Магараджи, который укрылся в своей резиденции на о. Самосир, но погиб в 1907.

В сер. 20 в. батаки стали наиболее социально активным и развитым народом Индонезии, широко расселившись на Яве и Суматре. Кстати, начальник сухопутных сил, генерал А.Х. Насутион, сместивший президента Индонезии Сукарно, был батаком.

В сер. 19 в. писатель Вилем Искандер Муда (1838-1877), получивший образование в Голландии, предпринял отчаянную попытку обновить батакскую литературу. Он – автор учебников и книг «Си булус-булус, Си румбук-румбук» (Искренность и согласие), где использовал формы европейской поэзии. Одно время выходил даже батакскрий журнал, тем не менее, батакское письмо все более оттесняется в ритуальную сферу.

Разновидности силлабариев. которые используют батакские племена

http://www.rbardalzo.narod.ru/4/bat.html