Бете письмо

БЕТЕ ПИСЬМО – очень мало известно об этом слоговом письме, знаки которого имеют пиктографическую форму.

Бытовало на юге Кот-д’Ивуар в междуречье среднего течения рек Сасандра и Бандама. Язык бете относится к языкам кру (родственен языку басса, хотя некоторые исследователи включают в состав  группы ква нигеро-кордофанской семьи). Изобретено в 1956 изобрел Фредериком Брюли-Буабре (Frédéric Bruly Bouabré, 1923 г.р.). Он владел французским языком, но его письмо имело слоговой характер (401 слог).

Этногенетические предания возводят всех бете к общему культурному герою Лаго-Тапе свидетельствуют о приходе этого народа с территории нынешней Либерии. Зона тропического леса — древняя экологическая ниша бете.

Фредерик Брюли Буабре (Frédéric Bruly Bouabré, 1923, Кот-д’Ивуар) — африканский художник.

Происхождения всех работ Фредерика Брюли Буабре связано с откровением художника 11 марта 1948, когда, по его словам, «небеса открылись перед моими глазами и семь красочных солнц описали прекрасный круг вокруг их матери-солнца, я стал Шейхом Надро, («тем, кто не забыл»)» . С тех пор Буабре взялся за изучение различных областей знаний и собрал свои исследования в манускриптах об искусстве и традициях, поэзии, сказках, религии, эстетике и философии, проявив себя как удивительный мыслитель, поэт, энциклопедист, творец. Поиски путей сохранения и передачи знаний людей Бете, как и знаний об окружающем мире, привели к изобретению азбуки из 448 односложных пиктограмм, представляющих фонетические слоги. Это начинание принесло Буабре легендарную репутацию «африканского Шампольона». Алфавит Буабре, которым можно записать все человеческие звуки, отражает сущность его идей: достижение универсальности и объединения человечества.

В 1970-х Фредерик Брюли Буабре начал переводить свои мысли в сотни небольших рисунков в формате почтовой открытки, используя шариковую ручку и цветные мелки. Эти рисунки, собранные под названием «Connaissance du Monde (Мир знаний)», формировали своеобразную  энциклопедию универсальных знаний и опыта. Другие проекты — «Readings from Signs Observed in Oranges» («Чтение знаков, увиденных на апельсинах» 1988), служат визуальные эвентуальных графических систем и как некие мантические феномены.

Широкой публике художник стал известен после участия в 1989 в выставке «Маги земли» в Центре Помпиду в Париже.

http://www.rbardalzo.narod.ru/4/bete.html