Иранские языки

Иранские языки — группа языков, относящихся к индоиранской ветви индоевропейской семьи языков. Распространены в Иране, Афганистане, некоторых районах Ирака, Турции, Пакистана, Индии, в СССР — в Таджикской ССР, Северо-Осетинской АССР и Юго-Осетинской АО, некоторых других районах Кавказа и Средней Азии. Прежде существовали в виде отдельных очагов также в Северном Причерноморье, Туркмении, Восточном Туркестане, на Восточном Памире. Общее число говорящих 81 млн. чел.

Историко-генетическая классификация делит иранские языки на 2 основные группы: западную и восточную, с членением каждой из них на северную и южную подгруппы (для восточной группы членение не вполне четкое). К северным западно-иранским языкам относятся: а) мертвые — мидийский, парфянский, б) живые — курдский, белуджский, талышский, гилянский, мазандеранский, ряд малых бесписьменных языков Ирана, Ирака, Турции и языки парачи и ормури; к южным: а) мертвые — древнеперсидский, среднеперсидский, б) живые — персидский, таджикский, дари (фарси-кабули), хазара, кумзари, ряд малых языков и диалектов Ирана. К северным восточно-иранским языкам относятся: а) мертвые — скифский, аланский, согдийский, хорезмийский, б) живые — осетинский, ягнобский; к южным: а) мертвые: бактрийский, сакские языки (или диалекты): хотанский, тумшукский и др., б) живые: афганский (пашто) и ряд языков, составляющих ареальную группу, известную как памирские языки: шугнанско-рушанская языковая группа, язгулямский, ваханский, ишкашимский (по некоторым признакам к ним примыкают мунджанский и йидга). Мертвый авестийский имеет ряд западных и восточных признаков.

Типологически иранские языки неоднородны. В вокализме древнеиранские языки — авестийский и древнеперсидский — сохраняют корреляцию длительности, которая в языках последующих периодов утрачивает позиции, удерживаясь лишь в части фонемных пар (в белуджском, ягнобском, шугнано-рушанской группе), переходя в корреляцию устойчивости (основная часть языков) или исчезая полностью (мазандеранский). В консонантизме — 4 типа систем: 1-й тип — близкий к прасистеме (древние языки, а также персидский, таджикский, татский, гилянский, мазандеранский, часть курдских диалектов); остальные типы — с позднейшими корреляциями: 2-й — аспирации (северные курдские диалекты, восточно-белуджские диалекты, парачи); 3-й — церебральности (афганский, мунджанский и йидга, ваханский, ишкашимский, парачи, ормури, белуджский, хазара; условно также язгулямский и шугнано-рушанская группа); 4-й — абруптивности (осетинский). В морфологии древнеиранские языки сохраняют флективное формообразование и аблаут корня и аффикса; склонение и спряжение многотипные. Троичные системы числа (единственное, двойственное, множественное), рода (мужской, женский, средний). В имени — многопадежная флективная парадигма. В глаголе лицо и число выражены флексией, оппозиция актив — медиалис (версия) тоже флексией, актив — пассив (собственное залог) суффиксально. Видовые характеристики (длительность; однократность, завершенность; результативность, состояние) выражены типами основ (соответственно презентной, аористной, перфектной), категория времени — типом флексии и аугментом. Наклонения связаны с типами основ и флексии. Зачатки аналитических конструкций.

В более поздних языках — унификация типов формообразования в имени и глаголе, отмирание аблаута. Двоичные системы числа (во всех языках), рода (реликты среднего рода только в сакских и согдийском); в ряде языков род отмирает (персидский, таджикский и др.). Упрощение падежной системы с перестройкой во многих языках по агглютинативному принципу(в осетинском — под кавказским влиянием; гилянский, мазандеранский, талышский, белуджский и др.). Отмирание падежей (персидский, таджикский, татский и др.) с агглютинацией аффикса числа. Постпозитивный (в персидском, таджикском, сангисари, гилянском, белуджском, парачи, курдском и др.) и препозитивный (в нескольких языках) неопределенный артикль. В глаголе — новые аналитические и вторичные флективные формы на базе причастий. Лицо и число выражены флексией (новой и старой), энклитиками, отделяемыми показателями, связками, вспомогательными глаголами; залог — наличием вторичных форм пассива, видовые характеристики — аналитическими формами, превербами, сложновербальными глаголами; категория времени — типами основ, окончаний, построением формы в целом, реже аугментом (ягнобский язык).

Для синтаксиса ряда языков характерна изафетная конструкция с препозицией определяемого, оформленного особым показателем (персидский, таджикский, курдский, авромани и др.). Во многих языках — эргативное (или эргативнообразное) построение предложения с переходными глаголами в прошедших временах с объектным (афганский, мунджанский, курдский и др.) или субъектным (язгулямский, рушанский и др.) согласованием глагола.

Периодизация иранских языков на древний, средний и новый периоды базируется на экстралингвистических признаках (культурно-историческом и др.). По лингвистическим признакам вычленяется 2 периода: древний (древнеперсидский, авестийский, мидийский, скифский языки) и последующий (все остальные языки).

Первые памятники древнеперсидской письменности — клинописные надписи (начиная с 6 в. до н.э.). Авестийские гимны, передававшиеся многие века изустно, записаны около 4 в. н.э. специальным алфавитом на основе среднеперсидского. Памятники среднеперсидского (со 2-3 вв . н.э.), парфянского (с 1 в. до н.э.), согдийского ( с 4 в. н.э.) и частично хорезмийского (с 3 в. до н.э.) языков написаны разновидностями арамейского письма (часть хорезмийских текстов дошла в арабоязычных сочинениях 12-13 вв. на арабском алфавите). Хотаносакский язык (с 7 в. н.э.) использовал разновидность брахми, бактрийский (около 2 в. н.э.) — греческого алфавита. Персидский, дари, афганский, белуджский используют разновидности арабского алфавита.; таджикский, осетинский, татский — алфавиты на основе русской графики. Курды СССР используют русскую графику, часть курдов Сирии и Ирака — латинскую, остальные — арабскую. Прочие языки практически бесписьменны.

Изучение живых языков начато с конца 17 в., древних — с 18 в. На рубеже 19-20 вв. сводным трудом «Grundriss der iranischen Philologie» подведен итог предшествующим исследованиям. В 20 в. открыты новые памятники мертвых языков (в т.ч. неизвестных ранее), изучались (и открывались) живые языки. Обобщение материала с историко-генетических позиций — в трудах И.М. Оранского; с историко-типологических — в «Опыте историко-типологического исследования иранских языков» (т. 1-2, 1975).

Литература

Оранский И.М. Введение в иранскую филологию. М., 1960; 2 изд., М., 1988.
Оранский И.М. Иранские языки. М., 1963.
Оранский И.М. Иранские языки в историческом освещении. М., 1979.
Очерки по истории изучения иранских языков. М., 1962.
Иранские языки, в кн.: Языки Азии и Африки, т. 2. М., 1978.
Основы иранского языкознания, кн. 1. Древнеиранские языки, кн. 2. Среднеиранские языки, кн. 3. Новоиранские языки: западная группа, прикаспийские языки, кн. 4. Новоиранские языки: восточная группа. М., 1979-1987.
Grundriss der iranischen Philologie. Bd. 1. Abt. 1-2. Strassburg, 1895-1904.
Handbuch der Orientalistik. Abt. 1. Bd. 4. Abschn. 1. Leiden — Köln, 1958.


Д. И. Эдельман

ИРАНСКИЕ ЯЗЫКИ

(Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. — С. 200-201)


 

http://www.philology.ru/linguistics4/edelman-90.htm