К происхождению зетельского говора

В 1885 г. Э. А. Вольтер первым начал изучение островного зетельского говора литовского языка на территории Белоруссии. Относительно происхождения этого говора, соединившего в себе западнобалтские и восточнобалтские черты, были высказаны разные мнения. Э. А. Вольтер, основываясь на наличии западнобалтских реликтов в говоре и статье Ипатьевской летописи 1276 г., считал зетельцев потомками пруссов, посаженных князем Тройденом в районе Слонима [Вольтер 1911]. Дальнейшие исследователи ([Непокупный 1976: 125; Отрембский 1961: 8; Ochmański 1981: 67-68, У. Свяжынскi, Квятковская 1997] и др.) либо приняли эту версию, либо её модифицировали, считая пруссов Тройдена ятвягами. Мнение о происхождении зетельцев от пруссов или ятвягов, посаженных Тройденом, следует отвергнуть, поскольку оно основывалось на неправильном понимании летописной статьи 1276 г., где чётко написано, что пруссы, отправленные на поселение в Слоним, были схвачены галицко-волынским отрядом.

А. Видугирис [1996: 88; 2004: 40-47] показал, что особенности этого говора роднят его с ареалом западных аукштайтов, предки которых (ятвяги-дайнава) в древности жили и на территории, занятой теперь южными аукштайтами.

По мнению исследователя, зетельцы являются потомками автохтонного ятвяжского населения. Однако такому предположению противоречит как отсутствие на территории левобережья Немана (в том числе и в Дятловском р-не) ятвяжских каменных курганов второй половины I тыс., так и присутствие на этой территории славянских памятников X-XI вв.

На основании данных археологии миграцию ятвягов на левобережье можно датировать XI в. В это время на многих славянских поселениях, до этого не укреплённых, происходят пожары и строятся оборонительные сооружения [Пiваварчык 1999]. И одновременно в XI в. на территории левого берега начинают возводиться каменные курганы, погребальные памятники ятвягов. Вполне логично предположение, что причиной военных бедствий, которые постигли славянские поселения и привели к кардинальному изменению их планировки, была ятвяжская миграция с правого берега на левый. Если эта гипотеза справедлива, то предки носителей зетельского говора появились в Дятловском р-не именно в XI в.

Литература

Вольтер 1911 — Э. А. Вольтер. Следы древних Прусов и их языка в Гродненской губернии // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии наук. Т. XVI, кн. 4. Санкт-Петербург, 1911. — с. 151–160.
Квятковская 1997 — А. В. Квятковская. К вопросу о пруссах-переселенцах на территории Беларуси в средневековье // Гістарычна-археалагічны зборнік. № 11. Беларусь у сістэме еўрапейскіх культурных сувязяў. Мiнск, 1997. — с. 9–14.
Непокупный 1976 — А. П. Непокупный. Балто-северославянские языковые связи. Киев, 1976.
Отрембский 1961 — Я. Отрембский. Язык ятвягов // Вопросы славянского языкознания. Вып. 5. Москва, 1961. — с. 3–8
Пiваварчык 1999 — С. А. Пiваварчык. Да этнічных працэсаў на Панямонні ў раннім сярэднявеччы Białoruskie Zeszyty Historyczne. № 11, Białystok, 1999 — http://kamunikat.net.iig.pl/www/czasopisy/bzh/11/11_recenzii.htm#01
Свяжынскi 1999 — У. Свяжынскі. Балты і балцкія гаворкі ў старажытнай Бела-русі // Кантакты i дыялогi. № 2–3, 1999 — http://www.lingvo.minsk.by/mab/1999/02/03_02_1999.htm
Ochmański 1981 — J. Ochmański. Litewska granica etniczna na wschodzie od epoki plemiennej do XVI wieku. Poznań, 1981.
Vidugiris 1996 — A. Vidugiris. Iš Zietelos ir pietų aukštaičių leksikos sąsajų // Vakarų baltų kalbos ir kultūros reliktai. Klaipėda, 1996. — pp. 82–89.
Vidugiris 2004 — A. Vidugiris. Zietelos lietuvių šnekta. Vilnius, 2004.


А. С. Кибинь

К ПРОИСХОЖДЕНИЮ ЗЕТЕЛЬСКОГО ГОВОРА

(Э.А. Вольтер и балтистика как комплексная дисциплина. — Спб., 2006. — С. 17-19)


Источник текста — сайт Кафедры общего языкознания СПбГУ.