Александр Иванович Клушин

Алекса́ндр Ива́нович Клу́шин (1763 год, Ливны — 11 мая 1804 год, Ревель) — литератор, один из основоположников русского сентиментализма, совместно с Крыловым И. А. издавал журналы «Зритель» и «Санкт-Петербургский Меркурий».

Начало биографии

Александр родился в 1763 году, в семье Ивана Степановича Клушина, подканцеляриста города Ливны. Это была обедневшая, но старинная дворянская семья. Родословная Клушиных велась ещё от легендарного касожского князя Редеди. Того самого, убитого в сражении Мстиславом Тмутараканским, братом Ярослава Мудрого. Это отмечалось в летописи Никона и в «Слове о полку Игореве»: «иже зареза Редедю пред пълкы касожьскыми»

В середине XVII века семье Клушиных была пожалована в вотчину деревня Жерино в Серболовом стане (ныне это поселок Жерино, Сергиевского сельского поселения, Ливенского района, Орловской области). Кстати, в 1791 году, Александр Иванович со своим младшим братом, Николаем, вотчину продали.

В 1774 году умирает отец. Через некоторое время, мать, Авдотья Прокофьевна, выходит замуж за Булгакова Семёна Филипповича, который, к слову, являлся одним из предков другого известного жителя Ливен — Сергея Николаевича Булгакова и, не исключено, Михаила Афанасьевича Булгакова, который тоже происходил из рода ливенских священников.

В 1778 году Александр Клушин, заканчивает ливенское уездное училище и поступает на службу в Орловскую провинциальную канцелярию, а позже, после некоторой истории, в канцелярию вновь созданного Орловского наместничества. Его начальником являлся Д. П. Трощинский — адъютант генерал-губернатора князя Н. В. Репнина. Д. Трощинский на долгие годы стал покровителем А. Клушина. Питал расположение к юноше и князь Репнин.

Работа, и главное, добрая воля Репнина, позволила Александру пользоваться библиотекой князя. А это, в свою очередь, помогло существенно расширить образование. Александр научился не только хорошо формулировать мысли, но и слагать стихи. Также самостоятельно он освоил французский и немецкий языки.

В 1780 году Александр Иванович поступил на военную службу. Он участвует в польских походах (1783—1784), а далее определяется адъютантом в Смоленский пехотный полк. В 1786 году, по болезни, выходит в отставку в чине подпоручика.

С мая 1788 Александр Иванович жил в Санкт-Петербурге, служа «по письменным делам» в Комиссии о строении дорог.

Жизнь в Санкт-Петербурге

С 1790 года Александр Клушин начинает публиковать свои литературные труды. Первой издаётся, переведенная им в 1787 году с французского, комедия Жозефа Патра (англ.)русск.— «Рассудительный дурак, или Англичанин» («Anglais, ou le Fou raisonnable», 1781 г.). К этому периоду относится знакомство с И. А. Крыловым, а чуть позже и с И. Г. Рахманиновым.

Всех троих объединила любовь к идеям Вольтера. К 1792 году дружба Клушина с Крыловым окончательно укрепилась. Поэтому, когда Крылов, совместно с И. А. Дмитревским, П. А. Плавильщиковым и пр. начал издавать журнал «Зритель», — туда был приглашён и Клушин. В конце 1791 года Клушин становится пайщиком типографии «И. Крылов с товарищами» и вместе с Крыловым поселяется при новой типографии в доме И. И. Бецкого. Считается, что Александр Иванович положительно влиял как на самого Крылова, так и на ход разоблачительных публикаций журнала.

Проза Клушина в «Зрителе» особенно интересна сатирическими очерками с названием «Портреты». Там высмеиваются пристрастия современников ко всему иностранному, низкие страсти общества, уродливые явления крепостного права. Из стихов современниками были отмечены «Несчастье от лорнета», «Роза» и «Совет Хлое».

В 1792 году помещения типографии были обысканы полицией. Она, по приказу П. А. Зубова пыталась найти крамольные сочинения. Искали и в комнате А. Клушина. От него требовали разъяснений по поэме «Горлицы», где под видом сорок были изображены взяточники-судьи, а под видом горлиц — народное суеверие. Но по счастью, к этому моменту рукопись была уже Клушиным уничтожена.

С 1793 года Клушин вместе с Крыловым становится официальным издателем «Санкт-Петербургского Меркурия», бывшего, своего рода, продолжением «Зрителя». В новом журнале был открыт новый отдел «российских анекдотов» про разных российских функционеров, опубликован ряд переводов Вольтера, Галлера, Геснера, Поупа, Даламбера. Регулярно рецензировались выходившие книги и театральные постановки.

В «Санкт-Петербургском Меркурии» вышла в свет повесть Клушина «Несчастный М-в», написанная под влияние сентиментализма и ставшая одним из первых русских произведений этого жанра. Сюжет фактически был заимствован у Гёте («Страдания юного Вертера»). Недаром, в 1802 году в Петербурге она была переиздана под новым заглавием: «Вертеровы чувствования, или несчастный M. Оригинальный анекдот», а в 1804 году опубликована под видом французского перевода Е. П. Люценко в «Журнале для милых» (№ 6, 8 и 9).

Стихи Клушина, печатавшиеся в «Меркурии», отличались лёгкостью формы и заметным влиянием творчества Г. Р. Державина и М. В. Ломоносова. Наиболее замечена была ода «Человек».

В 1793 году у Клушина вышла в свет первая комедия в стихах: «Смех и горе». Эта пьеса была поставлена в Малом театре. Крылов в рецензии на постановку отметил, что с таким успехом принималось редкое сочинение. 13-го июня того же, 1793 года, появилась вторая, комедия Клушина. На этот раз в прозе — «Алхимист». В ней один актер исполнял семь различных ролей. Крылов, сочтя эту комедию театральным новшеством заметил, что автор, без сомнения, «подражал в выборе сего рода писаний французам». «Алхимист» также был отлично встречен публикою.

Женитьба и карьера

Далее А. И. Клушин получает отпуск и отправляется за границу. Однако, доезжает лишь до Ревеля, где через некоторое время женится на баронессе Марии-Елене-Луизе Розен (1770—1848), незадолго перед тем разведшейся с майором Иоанном фон-Смиттен.

В 1799 году, вернувшись в Петербург, А. Клушин, при покровительстве главного директора театров — А. Л. Нарышкина, назначается цензором театральных сочинений при русском театре. На этом посту ему удаётся добиться значительных успехов. По словам А. Нарышкина, Клушин наладил деятельность театральной дирекции, переработал большую часть имевшихся пьес, создал и перевёл новые. Всё это имело результатом удвоение сборов.

21-го декабря 1799 года А. И. Клушину присваивают чин титулярного советника. 23-го мая 1800 года, оставаясь в должности цензора, он назначается инспектором (режиссером) российской труппы. 18-го октября того же года, «за отличное прилежание в трудах», был произведен в коллежские асессоры, а 5-го февраля 1802 года — в надворные советники.

Завершающие года

В 1800 году издаётся одноактная комедия, написанная прозой «Худо быть близоруким». Вслед за тем она ставится на сцене Каменного театра, но не встречает былого одобрения публики. В том же году ставят комическую оперу «Американцы», с хорами и балетом на музыку Е. И. Фомина. Эта постановка по поручению А. Л. Нарышкина была переделана А. Клушиным заново из написанной ещё в 1788 году, но не игранной пьесы Крылова.

Последней театральной работой Александра Ивановича Клушина стала прозаическая трёхактная комедия «Услужливый». Она издана в 1801 году с посвящением давнему покровителю — Дмитрию Прокофьевичу Трощинскому.

До 1804 года А. Клушиным был написан ещё ряд произведений. В частности — «Ода на пожалование ордена Андрея гр. И. П. Кутайсову» (1800), которая стала причиной его размолвки с Крыловым, просившим, из уважения к самому себе её не издавать.

В начале 1804 года Александр Иванович выезжает в Ревель на лечение, где в том же году, 11 мая умирает. У него остаётся жена и трое сыновей. О них известно лишь, что сын, Владислав, в 1830 году служил полицеймейстером в Пензе.

Александр Клушин в глазах современников

Живой и независимый нрав А. Клушина, не гнавшегося за чинами, рождали дружеские чувства у многих встречавших его по жизни людей. Например, у И. Крылова, И. Кутайсова, А. Нарышкина, И. Рахманинова, Н. Репнина и т. д. Известный театрал С. Жихарев по свежему преданию в 1807 году отмечал, что Клушин был и «остер и умен», являлся завсегдатаем театральных кулис и зачинателем закулисных интриг. Но были конечно и недовольные, разражавшиеся его свободными манерами и его критическими статьями.

Так, А. Т. Болотов, считая Клушина не в меру дерзким, называет его «величайшим безбожником, атеистом и ругателем христианского закона». А кроме того, отмечает всякое отсутствие почитания вышестоящего: «У наместника Беклешева был он в уважении; предлагал ему место асессорское (он — поручиком) в палате, но он смеялся и не хотел променять вольность и быть связанным».

Известна история, характеризующая Клушина как активного защитника неправомерно преследуемых:

Осенью 1790 года театральная дирекция в лице А. Храповицкого и П. Соймонова уволила актёра С. Н. Сандунова. Для его поддержки, 10 января 1791 года А. Клушин устроил С. Сандунову бенефис, на котором игралась комическая опера Лоренцо да Понте (1749-1838), в переводе И. А. Дмитревского «Редкая вещь, или Красота и добродетель». К бенефису Клушин дописал специальный завершающий стихотворный монолог, именовавшийся «Прощание актера с публикой». Вместе с рассказом о несправедливостях А. Храповицкого и П. Соймонова, в монологе говорилось о преследовании со стороны А. А. Безбородко невесты С. Сандунова — Е. С. Урановой. Дело дошло до Екатерины II, которая этот монолог затребовала для чтения. Позже на одном из представлений, сама Е. Уранова прямо со сцены подала императрице своё собственное прошение. В результате С. Сандунов и Е. Уранова смогли обвенчаться. Позже они перевелись на московскую сцену.

материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Клушин,_Александр_Иванович

Один комментарий на “Александр Иванович Клушин

Обсуждение закрыто.