Василий Васильевич Попугаев

   Василий Васильевич Попугаев (1778 или 1779, Санкт-Петербург ‒ около 1816, Тверь) — русский писатель, поэт, просветитель. Один из деятелей «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств».

Биография

Родился в 1779 году и был сыном художника. Он рано остался без родителей и в 1786 году был принят на казенный счёт в гимназию при Императорской Академии Наук, в которой проучился 12 лет, но не закончил курса, а поступил на службу в цензурное ведомство, одновременно учительствуя в немецкой школе Св. Петра, где преподавал русский язык и литературу.

В 1797 году определился на службу в Санкт-Петербургскую Цензуру, откуда в декабре 1802 году поступил в комиссию составления законов, где пробыл до августа 1811 года, сначала в должности помощника редактора во 2-ой Экспедиции, а потом (с 1809 года) — начальника архива комиссии.

18-го июня 1812 года Попугаев перешёл на службу в Экспедицию Путей Сообщения, где сначала исполнял должность столоначальника разряда сухопутных сообщений, а затем (с 1816 года) был переводчиком в Канцелярии Главного Управления.

Точных сведений о дальнейшей его жизни не сохранилось; по воспоминаниям Н. И. Греча, Попугаев умер в 1816 году и, будто бы, в Твери. По словам того же Греча, Попугаев был «пламенный, эксцентрический поэт, неистовый друг правды и гонитель зла, непостоянный, вспыльчивый, благородный и простодушный», служивший нередко «предметом насмешек со стороны людей, не понимавших и не стоивших его».

Творчество

Литературная деятельность Василия Попугаева была непродолжительна (10—12 лет), но, несмотря на это и на скромные ее размеры, Попугаев, как писатель, личность весьма любопытная: он один из немногих, но ярких выразителей того политического направления, которое зародилось у нас при Екатерине II, не успело заглохнуть при Павле и с новой силой пробивалось в литературу и жизнь в начале царствования Александра I. Не будем останавливаться на первых литературных опытах Попугаева — его повести «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб. 1800) и на той группе его сентиментальных стихотворений, в которых он заявил себя Карамзинистом, и которые ничем не отличают его от множества современных ему поэтов.

Из трудов Попугаева находится в отдельном издании повесть «Аптекарский Остров, или бедствия любви» (СПб. 1800), а также сборник стихотворений под названием «Минуты Муз» (СПб. 1801, кн. I; второй, кажется, не выходило). Так как литературная деятельность Попугаева тесно связана с историей Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств, то в изданиях и делах этого Общества (а отчасти и в изданиях некоторых членов Общества) и следует искать его произведений. Так, в и и II кн. «Свитка Муз» (СПб. 1802 и 1808 г.) находим несколько стихотворений Попугаева, из которых обращают на себя внимание: «Пигмалион», «Стихи на случай великодушного поступка Ангерстейна», «Письмо к Борну», «К друзьям»; кроме того, в «Периодическом Издании Вольного Общества Люб. Словесности, Наук и Художеств» (ч. I., СПб. 1804) Попугаев поместил несколько стихотворных и прозаических произведений; из последних отметим: «Негр» (выдан за перевод с испанского), «Достоинство старого воспитания в России», «О политическом просвещении вообще», «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение», «О постепенности Училищ и соображении с сей постепенностью политических предметов воспитания», «Об истории, как предмете политического воспитания», «Заключение о преподавании в общественном воспитании других отраслей наук»; затем, в журнале члена Общества Н. Ф. Остолопова — «Любитель словесности», 1806 г., III, помещены его «Русские анекдоты» (историч.); в сборнике члена Общества Бенитцкого — «Талия» (1807 г.) — несколько стихотворений. Наконец, несколько произведений П. сохранились в рукописи, иные мы знаем лишь по заглавиям, уцелевшим в архиве Общества; из ненапечатанных произведений П. следует отметить его переводы из Вольнея, Филанджиери, Макиавелли, Тацита и др. («Общий план законоположения», «О влиянии просвещения на законы и правление», «О феодальном правлении», «Юридическое рассуждение о умерщвлении младенцев», «О монархии» и мн. др.); оригинальные сочинения: «Спартанцы», «Несчастное семейство», «О поэзии», «Рассуждение о цветах радуги», «Опыт о благоденствии народных обществ» и др.

Деятельность в «Вольном Обществе любителей словесности, наук и художеств»

Деятельность его с момента вступления его в члены им и отчасти по его же мысли основанного «Общества любителей изящного», открывшего свои заседания 15-го июля 1801 года, два года спустя официально утвержденного под названием «Санкт-Петербургского Вольного Общества любителей словесности, наук и художеств».

Общество это на первых порах имело в виду преследовать цели исключительно самообразовательные, но вкусы основателей его — Ивана Борна и в особенности Василия Попугаева — скоро придали занятиям общества некоторый специфический характер: интересы чисто литературные должны были скоро уступить место социально-политическим, причём и литературная струя принимала зачастую политическую окраску. Душой этого Общества в первые годы его существования был Попугаев: он был первым его секретарём, цензором, представителем, вербовавшим новых членов, самым усердным докладчиком и сотрудником изданий Общества. Личность, без сомнения, даровитая энергичная, с значительной эрудицией, Попугаев, по верному замечанию Греча, «вдохновенный самыми чистыми намерениями, равнодушный к суждениям света и житейским отношениям, бросался во все стороны, начинал многое и не кончил ничего». Он начал усердно упражняться в писании стихов легкого и серьёзного содержания и повестей, но постепенно перешёл к публицистическим рассуждениям; изучал и переводил западных философов и юристов, занимался филологией, историей, наконец, физикой; писал доклады и статьи по всем названным предметам.

По следам, оставленным Попугаевым в литературе и в делах Общества, можно составить о нём довольно определенное представление. Это был человек серьезного ума, строгий к себе и другим, страстный, увлекавшийся, воспитывавший себя на литературе французских теоретиков — «вольнодумцев» XVIII века и сам ставший «вольнодумцем»: его идеалом общественного устройства была древняя республиканская Спарта, со всеми ее суровыми установлениями, особенно по части воспитания; самым дорогим для него званием было «титло гражданина»; лучшим богатством — личная свобода; наибольшим злом он считал бездеятельность, честолюбие, тиранию и рабство. Все эти взгляды ясно, а порой и резко Попугаев успел высказать и в своих страстных стихотворениях на «гражданские мотивы». Как и прочие сотрудники Общества, он приветствовал новое царствование, обещавшее покровительствовать «просвещению», но не упускал случая напомнить, что сильные должны «блюсти законы», «хранить счастие людей», «шествовать стезями правды», заботиться о мирном развитии государства, ибо «где крови лавр, — там терн и ель»; кроме того, в стихах его постоянно слышится призыв к общественной деятельности, просвещению, гуманности. Но всего резче гражданские идеалы Попугаева сказались в его речах перед Обществом, в докладах и статьях, — например в ряде статей под общим заглавием: «О политическом просвещении» и из последних особенно в статье «О публичном общественном воспитании и влиянии оного на политическое просвещение» где Попугаев проводит идею об объединении, путём воспитания, интересов разных классов общества, о настоятельной необходимости искоренить эгоистические и сословные предрассудки и воспитать в молодом поколении будущих граждан сознание святости общенародной пользы. В вопросе о воспитании, который усердно трактовался в то время в обществе вообще, а в частности сочленами Попугаева, последний держится следующих убеждений: «граждане могут жить, как им угодно, но просвещаться в одних Правлением (то есть правительством) признанных и утвержденных местах»; «общественное воспитание», по образцу Спарты, должно быть предпочтено перед «семейственным»; «всякому гражданину необходимо знать отношения и обязанности, связующие его с обществом: обычаи, законы и права суть первая и основная связь политических обществ и политики», посему изучение законов и истории должно быть поставлено на первом месте в деле воспитания; но история, как предмет воспитания, должна служить не столько наукой, обогащающей ум фактами прошлой жизни, порою, сведениями о «делах обыкновенных», но она должна быть преподаваема в «философическом духе», она должна быть «полезна для граждан единой нравственностью»; словом, «история должна быть зерцало дел великих, которая бы, как в картине, представляла питомцам бессмертия образцы для подражания и средства достигнуть до славы, ими предполагаемой или превзойти оную». Что касается политических убеждений Попугаева — следует отметить, что он сочувствовал космополитизму; он готов был «любить, как братьев, все народы», но это не мешало ему быть пламенным патриотом с явными демократическими тенденциями. Ненавидя рабство и воспевая в своих стихах вольность, он пишет повесть «Негр», в которой объявляет, что «воля не есть продажная и никакой тиран ею располагать не должен», восхваляет спартанцев и героев древности — борцов за свободу личности, пишет доклад «об участи земледельцев», в котором обрушивается на крепостничество, составляет в 2-х частях «Опыт о благоденствии народных обществ», который предлагает Обществу для издания; впрочем, члены почти единогласно нашли, что тон статьи слишком резок, даже и для того времени, когда «само правительство, сам Государь у нас занимался способами облегчения участи земледельцев»; наконец, следует упомянуть, что Попугаев был одним из горячих поклонников Радищева, память которого свято чтилась членами Общества; он же первый подал мысль (много обсуждавшуюся членами Общества, но не осуществленную) о сооружении памятника Минину и Пожарскому…

Конечно, молодость и горячность, а также и благоприятные условия первых годов царствования императора Александра I-го придавали Попугаеву смелость, но дело ограничилось одними словами. Широкие идеи, долженствовавшие «породить новый свет», новые взгляды на вещи и обновить общественный организм, сгубили Попугаева: он скоро впал в противоречия, к которым его привели, с одной стороны, туманные и разноречивые теории XVIII в., с другой — отсутствие опытности и увлекающийся темперамент. Самое Общество, в котором стали возникать одно за другим различные недоразумения, и направление деятельности которого, данное Борном и Пниным, заменялось направлением чисто литературным, поворот в направлении мнений Александра I — все это не могло не ослабить энергии Попугаева. С одной стороны, не желая мириться с новым течением дел Общества, с другой — не чувствуя в себе достаточно сил на борьбу, Попугаев оставил Общество (в марте 1811) и, кажется, прекратил совсем свои литературные занятия, к коим мало-помалу охладевал и до сего момента.

С уходом Попугаева из Общества, последнее потеряло и многих других талантливых сотрудников, — между прочим и второго основателя его — И. М. Борна.

материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Попугаев,_Василий_Васильевич

16 комментарии на “Василий Васильевич Попугаев

  1. Гнев по справедливости можно назвать народным бунтом души, который безрассудно отваживается на все.

  2. Признание ценнее известности, уважение ценнее репутации, честь ценнее славы.

  3. Только два сорта людей по-настоящему интересны — те, кто знает о жизни все решительно, и те, кто ничего о ней не знает.

  4. Законы не мешали бы каждому жить, как ему угодно, если бы один вредил другому.

  5. Наше тело нуждается в кальции, фосфоре; наш дух—в ободрении и почете. Тело расцветает на солнце, дух —в лучах любви.

  6. В семейной жизни главное — терпение. Любовь продолжаться долго не может.

  7. Слишком долго в женщине были скрыты раб и тиран. Поэтому женщина не способна еще к дружбе: она знает только любовь.

  8. У него было типично британское лицо. Такое лицо, стоит его однажды увидеть, уже не запомнишь.

Обсуждение закрыто.