Дмитрий Владимирович Веневитинов

Дми́трий Влади́мирович Веневи́тинов (14 (26) сентября 1805, Москва — 15 (27) марта 1827, Санкт-Петербург) — русский поэт романтического направления, переводчик, прозаик, философ.

470px-Dmitry_Venevitinov,_1827

Биография

Дмитрий Веневитинов родился 14 (26) сентября 1805 г. в Москве. Его отец, отставной прапорщик Л.-гв. Семеновского полка Владимир Петрович Веневитинов, происходил из богатой дворянской провинциальной семьи, известной с начала XVII века по переписным и разборным книгам города Воронежа. Мать, Анна Николаевна, происходила из древнего рода князей Оболенских — Белых. Через нее Дмитрий Веневитинов был в дальнем родстве (четвероюродным братом) с А. С. Пушкиным. Веневитинов получил классическое домашнее образование, которым руководила мать. Французскому и латинскому языкам , а также классической литературе, учил Веневитинова его гувернер Дорер — отставной французский офицер. Греческому — грек Бейля (Байло). Живописи — художник Лаперш. Русскую словесность преподавал профессор Московского университета А.Ф.Мерзляков, а музыку, вероятнее всего, И.И. Геништа. Прекрасно изучил Веневитинов и немецкий язык, по-видимому, под руководством Х.И. Герке — гувернера его рано умершего брата Петра. В 1822 году Дмитрий Веневитинов поступил в Московский университет, где увлекся немецкой философией и романтической поэзией. В Московском университете слушал отдельные лекции, в частности курсы А. Ф. Мерзлякова, И. И. Давыдова, М. Г. Павлова и Лодера. Участвовал в собраниях студенческого литературного кружка Н. М. Рожалина. В 1823 г. Дмитрий Владимирович Веневитинов успешно сдал экзамен по университетскому курсу и в 1824 г. поступил на службу в московский архив коллегии иностранных дел («архивны юноши» — так иронически назвал служащих этого архива Пушкин в своем романе «Евгений Онегин»).

Организовал вместе с князем В. Ф. Одоевским тайное философское «Общество любомудрия», куда входили также И. В. Киреевский, А. И. Кошелев, В. П. Титов, Н. А. Мельгунов и другие. Посещали заседания кружка, не являясь формально его членами, А. С. Хомяков, М. П. Погодин и С. П. Шевырев. Кружок занимался изучением немецкой идеалистической философии — трудов Ф. Шеллинга, И. Канта, Фихте, Окена, Ф. Шлегеля и других.

Веневитинов принимал деятельное участие в издании журнала «Московский вестник».

Большую роль в жизни Дмитрия Владимировича Веневитинова сыграло знакомство с княжной Зинаидой Александровной Волконской — умной и высокообразованной женщиной. Прекрасная певица и драматическая актриса-любитель, Волконская была центром одного из самых знаменитых литературно-художественных салонов Москвы. Дмитрий Веневитинов был очарован ее умом и красотой и неразделенное чувство к княжне Волконской до последних дней беспокоило его чуткую натуру.

В ноябре 1826 г. Веневитинов, по протекции З.А. Волконской, перебрался из Москвы в Петербург, поступив на службу в Азиатский департамент министерства иностранных дел. При въезде в Петербург поэт, вместе с Ф.С. Хомяковым и библиотекарем гр. Лаваля О. Воше, провожавшем в Сибирь жену декабриста кн. С.П.Трубецкого, Екатерину Ивановну (урожденную Лаваль ), был арестован по подозрению в причастности к заговору декабристов. Он провёл три дня под арестом, что повлияло на состояние ослабленных легких. После этого, 2 марта, возвращаясь легко одетым с бала, Веневитинов сильно простудился.

Поэт умер 15 (27) марта 1827 г. в Петербурге, по-видимому от тяжелой пневмонии, не дожив до 22 лет. Похоронен на кладбище Симонова монастыря в Москве. Он завещал надеть ему на палец в час кончины перстень из Геркуланума — подарок Зинаиды Волконской. Когда он впал в забытье, перстень надели на его палец. Но вдруг Веневитинов очнулся, спросил: «Разве меня венчают?» И умер. На похоронах были А. Пушкин и А. Мицкевич. Перезахоронен в 1930-е гг. на Новодевичьем кладбище.

Творчество

В своей литературной деятельности Веневитинов проявил разносторонние дарования и интересы. Он был не только поэтом, но и прозаиком, писал литературно-программные и критические статьи (известна его полемика с Н. А. Полевым по поводу 1 главы пушкинского «Евгения Онегина»), переводил прозаические произведения немецких авторов, в том числе Гёте и Гофмана (Е. А. Маймин. «Дмитрий Веневитинов и его литературное наследие». 1980).

Веневитиновым было написано всего около 50 стихотворений. Многие из них, особенно поздние, наполнены глубоким философским смыслом, что составляет отличительную черту лирики поэта.

Центральная тема последних стихотворений Веневитинова—судьба поэта. В них заметен культ романтического поэта-избранника, высоко вознесенного над толпой и обыденностью:

…Но в чистой жажде наслажденья

 Не каждой арфе слух вверяй

 Не много истинных пророков

 С печатью власти на челе,

 С дарами выспренних уроков,

 С глаголом неба на земле.

Ряд стихотворений Веневитинова 1826—1827 гг., написанных за несколько месяцев до смерти поэта («Завещание», «К моему перстню», «Поэт и друг») можно с полным правом назвать пророческими. В них автор словно предвидел свою раннюю кончину:

…Душа сказала мне давно:

 Ты в мире молнией промчишься!

 Тебе всё чувствовать дано,

 Но жизнью ты не насладишься.

Веневитинов был также известен как одаренный художник, музыкант, музыкальный критик. Когда готовилось посмертное издание, Владимир Одоевский предлагал включить в него не только стихотворения, но и рисунки, и музыкальные произведения: «Мне бы хотелось издать их вместе с сочинениями моего друга, чудно соединявшего в себе все три искусства».

Материал взят с сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/Веневитинов,_Дмитрий_Владимирович