Творческое развитие Лермонтова

Творческое развитие Лермонтова уникально не только потому, что он погиб в самом начале своего «великого поприща». Первые дошедшие до нас стихи Лермонтова датированы 1828 г. (тогда ему было 14 лет). Большинство лермонтовских произведений написано в 1826-1836 гг., но в литературе поэт Лермонтов появился фактически только в 1837 г., после того, как гневным стихотворением «Смерть Поэта» откликнулся на гибель Пушкина. Общественная реакция на это стихотворение, изгнание Лермонтова — ссылка на Кавказ, изменение проблематики и стиля его поэзии, публикации стихотворений, прежде писавшихся «в стол», — все это позволило говорить о том, что в России появился новый поэт.

Творчество Лермонтова — поступательное движение, суть которого — в подъеме на новый виток и одновременно в возвращении к уже открытому. На каждом новом витке творческой спирали происходило переосмысление образных «чертежей», создавшихся на предшествующем. Учитывая «спиралеобразный» характер творческого развития Лермонтова, можно выделить в нем три периода.

Юношеский период (1828-1831) — время первых литературных опытов.

Родители Лермонтова — отставной пехотный капитан Юрий Петрович Лермонтов и Мария Михайловна, урожденная Арсеньева, не имели в Москве собственного дома. Местом их постоянного проживания было село Тарханы Пензенской губернии, принадлежавшее бабушке поэта Елизавете Алексеевне Арсеньевой. В Тарханы семья вернулась весной 1815-го, когда Мария Михайловна оправилась от трудных родов. В 1816 году родители расстались. Зимой 1817 года у Марии Михайловны началось обострение болезни — «то ли чахотки, то ли сухотки». 24 февраля того же года она скончалась. Лицо живой матери Лермонтов практически не помнил, его заменил портрет, с которым бабушка никогда не расставалась. А вот день ее похорон, хотя ему не было и трех лет, запомнил, описав в поэме «Сашка»:

Он был дитя, когда в тесовый гроб

Его родную с пеньем уложили.

Он помнил, что над нею черный поп

Читал большую книгу, что кадили

И прочее… и что, закрыв весь лоб

Большим платком, отец стоял в молчанье…

В 1828-1830 гг. юноша обучался в Благородном пансионе при Московском университете, а с 1830 по 1832гг — на нравственно-политическом отделении Московского университета.

Вершиной первого периода творчества являются 1830-1831 гг. — время интенсивной творческой деятельности поэта, когда было написано около 200 стихотворений. Лермонтов за эти же два года создал 6 поэм — «Последний сын вольности», «Ангел смерти», «Люди и страсти» и другие. Большинство произведений Лермонтова были ученическими, художественно несовершенными. Именно поэтому он не спешил публиковать их. Первая публикация — стихотворение «Весна» в журнале «Атеней» — прошла незамеченной и значения для юного автора не имела. Но уже с первых шагов в литературе Лермонтов не ограничивался «учебой» у своих именитых предшественников. В его отношении к любым литературным авторитетам, будь то Байрон, Пушкин или Рылеев, проявилась позиция притяжения-отталкивания. Лермонтов не только усваивал, но и преображал, переосмысливал поэтические традиции.

Творчество Лермонтова 1828-1831 гг. имело ярко выраженный автобиографический характер. В лирике отражались детские впечатления, первые дружеские симпатии, любовные увлечения. Автобиографизм был важнейшим творческим принципом Лермонтова, хотя этот принцип противоречил другому — стремлению поэта-романтика включить свои «подлинные», «достоверные» мысли и чувства в контекст общеромантических литературных мотивов.

Переходный период (1832-1836) — от юношеского творчества к зрелому.

Сам поэт оценивал этот период как время встряски, «действования». В биографическом плане начало нового этапа творчества совпало с уходом Лермонтова из Московского университета, переездом с бабушкой в Петербург, где он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Двухлетнее пребывание в закрытом военно-учебном заведении завершилось в 1835 г. Лермонтов был выпущен корнетом в лейб-гвардии гусарский полк. Резкая перемена жизни, поприще военного, которое избрал Лермонтов, во многом определило дальнейшую судьбу и повлияло на характер развития.

За четыре года Лермонтовым было написано сравнительно немного лирических стихотворений: они уступили место эпическим жанрам, а также драматургии. В поэзии Лермонтова звучат мотивы душевного непокоя, страстной жажды перемен, движения, новых впечатлений. Образы бурного моря, грозы, мятежного паруса созданы во многих стихотворениях 1832 г. Это не только отголоски романтической традиции Байрона — в них выразился лермонтовский порыв к действию, к преображению своей человеческой и творческой судьбы. Антитеза мятежа и покоя, свободы и неволи определяют смысл стихотворений «Парус», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Моряк» (1832).

Ослабляется автобиографизм в лирике. Лермонтов ищет новые пути для того, чтобы выразить состояние лирического героя. Один из плодотворных путей, найденных поэтом, — создание предметного образа-параллели, который соотносится с внутренним миром лирического героя. Например, в «Парусе» психологическая параллель лежит в основе образа символа одинокого паруса, плывущего по морю жизни. Предметный образ, насыщенный психологическим содержанием, вбирает в себя движение мысли поэта. Образ паруса развертывается как акт самосознания «мятежного» лирического героя: отвергая традиционные жизненные ценности, он выбирает непокой, бурю, мятеж. Поэтический принцип психологизации в лирике зрелого периода творчества (стихотворения «Три пальмы», «Спор», «Утес» и др.)

В 1832-1836 гг. Лермонтов-романтик впервые затронул проблему взаимоотношений личности и общественной среды. В неоконченном романе «Вадим»(1832-1834) и в поэме «Измаил-бей» (1832-1833) он размышляет о связи между судьбой единичного, «частного» человека и ходом истории. В 1835-1836 гг. актуальным становится вопрос об изображении человека в бытовой обстановке. Художественный итог творческих поисков Лермонтова в 1832-1836 гг. — драма «Маскарад» (1835-1836).

Период творческой зрелости (1837-1841) — время создания лирических шедевров, наивысших достижений в жанре поэмы и в прозе.

В феврале 1837 г. за стихотворение «Смерть Поэта», распространявшееся в списках, Лермонтов был арестован и помещен на гарнизонную гауптвахту. После окончания следствия в марте 1837 г. по приказу Николая I был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и отправлен на Кавказ к новому месту службы. Однако первая кавказская ссылка, во время которой Лермонтов познакомился и сблизился со ссыльными декабристами, была недолгой. Уже в январе 1838 г. благодаря хлопотам бабушки и личному заступничеству А.Х.Бенкендорфа, поэт вернулся в Петербург для продолжения службы в лейб-гвардии Гродненском полку.

В творчестве Лермонтова развивался комплекс тем, мотивов и образов, возникших ранее, однако писатель-романтик переживал острый кризис. Он все больше осознавал ограниченность романтического индивидуализма, стремился понять свою связь с исторической деятельностью: в 1837-1841 гг. на первый план выдвинулась тема современного поколения в его специфической лермонтовской трактовке. В 1837-1841 были созданы лучшие романтические поэмы «Мцыри» и «Демон». Поэмы «Тамбовская казначейша» и «Сказка для детей» написаны в иной тональности: в них проявилось движение Лермонтова к реализму. «Песня…. про купца Калашникова» поразила современников не только совершенным владением формами народной поэзии, но и пониманием самого ее духа. Высшим достижением лермонтовской прозы, своеобразной «энциклопедией излюбленных тем и мотивов его творчества стал роман «Герой нашего времени» (1838-1839). Работа над отдельными повестями, составившими произведение, формирование его общей концепции переплелись с лирическим творчеством и созданием лучших поэм.

Ссора между Лермонтовым и Мартыновым произошла 13 июня 1841 года.

Через два дня, 15 июля, около семи часов вечера, в 4 километрах от Пятигорска, у подножия горы Машук состоялась дуэль, на которой поэт был убит. Надлежало начинать Лермонтову, он выстрелил в воздух, желая все же кончить глупую ссору дружелюбно. Не так великодушно думал Мартынов. Он был довольно бессердечен и злобен, чтобы подойти к самому противнику выстрелить ему прямо в сердце. Несчастный Лермонтов тотчас испустил дух! Сразу после окончания поединка разразилась сильная гроза. Секунданты ускакали в город. Необходимо было раздобыть повозку, чтобы перевезти убитого. 17 июля 1841 года состоялось погребение тела поэта на пятигорском кладбище. Запись в метрической книге пятигорской церкви Скорбящей Богородицы: «Тенгинского пехотного полка поручик Михаил Юрьевич Лермонтов 27 лет убит на дуэли 15 июля, а 17 погребен, погребение пето не было». Дело в том, что по православному обычаю, убитый на дуэли приравнивался к самоубийце, похоронить его по церковному было нелегким делом. Дав взятку священнику, друзья поэта добились разрешения вырыть могилу на кладбище, а не за пределами его.

Когда-то, в ранней юности, Лермонтов написал странные стихи:

Кровавая могила меня ждет,

Могила без молитв и без креста.

И вот предсказание сбылось: тело его предано земле без молитв…

С биографией поэта можно ознакомиться здесь.

Материал взят с сайта http://www.netschools.ru/sch518/koridor/rus_lit/lermon2/index3.html

Книги
Полное собрание сочинений в 10 томах
том 1             djvu
том 2             djvu

том 3             djvu

том 4             djvu

том 5             djvu

том 6             djvu

том 7             djvu

том 8             djvu

том 9             djvu

том 10            djvu


Собрание сочинений в 7 томах         chm


Полное собрание сочинений в 4 томах

том 1       fb2

том 2       fb2

том 3       fb2

том 4       fb2

Все тома в одном архиве(rar)       fb2

Собрание сочинений в шести томах

том 1 стихи 1828-1831          fb2

том 2 стихи 1832-1841          fb2

том 3 поэмы 1828-1834          fb2

том 4 поэмы 1835-1841          fb2

том 5 драмы          fb2

том 6 проза, письма          fb2

Все тома в одном архиве (rar)          fb2

Лермонтов М.Ю. — Избранные произведения           djvu


Ашик-Кериб

год издания 1938           pdf

Бородино

— год издания 1939         pdf

— год издания 1941         pdf

— год издания 1944         pdf

— год издания 1946         pdf

— год издания 1947         pdf

— год издания 1948         pdf

— год издания 1970         pdf         fb2

— год издания 1977         pdf

— год издания 1982         pdf

— год издания 1983         djv

— год издания 1985         djvu

Азраил          fb2          pdf          rtf

Ангел смерти          fb2          pdf          rtf

Аул Бастунджи          fb2          pdf          rtf

Беглец          fb2          pdf          rtf

Боярин Орша          fb2          pdf          rtf

Вадим          fb2          pdf          rtf

Два брата          fb2          pdf          rtf

Две невольницы          fb2          pdf          rtf

Демон          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)          pdf (1947)          pdf (1910)

Джюлио          fb2          pdf          rtf

Измаил-Бей          fb2          pdf          rtf

Испанцы          fb2          pdf          rtf

Исповедь          fb2          pdf          rtf

Кавказец          fb2          pdf          rtf

Кавказский пленник          fb2          pdf          rtf

Каллы          fb2          pdf          rtf

Княгиня Лиговская          fb2          pdf          rtf

Корсар          fb2          pdf          rtf

Литвинка          fb2          pdf          rtf

Люди и страсти          fb2          pdf          rtf

Маскарад          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (ранняя версия)          fb2          pdf          rtf

— Маскарад (приложения)          fb2          pdf          rtf

Монго          fb2          pdf          rtf

Моряк(отрывок)          fb2          pdf          rtf

Мцыри          fb2          pdf          rtf          pdf (1941)

Олег          fb2          pdf          rtf

Панорама Москвы          fb2          pdf          rtf

Песня про Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова         fb2          pdf          rtf          pdf (1865)          pdf (1938)          pdf (1943)          pdf (1984)          djvu (1975)

Последний сын вольности          fb2          pdf          rtf

Преступник          fb2          pdf          rtf

Сашка          fb2          pdf          rtf

Странный человек          fb2          pdf          rtf

Тамбовская казначейша          fb2          pdf          rtf

Хажди Абрек          fb2          pdf          rtf

Цыгане          fb2          pdf          rtf

Черкесы          fb2          pdf          rtf

Штосс          fb2          pdf          rtf

Я хочу рассказать вам          fb2          pdf          rtf

Лермонтов М.Ю. Поэмы (иллюстрации Кострова) (1947)       pdf

Лермонтов М.Ю. Стихи (иллюстрации Кострова) (1946)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1935)       pdf

Избранные стихи и поэмы (1942)       pdf


Библиотека мировой поэзии (том 76 М.Ю. Лермонтов)              djvu

Родзевич С. И. — Лермонтов, как романист (1914)                pdf

Рублевское издание 1891                pdf

Творческий путь Лермонтова          djvu          pdf

Жизнь и творчество        djvu        pdf (1941)

Лермонтов проблемы поэтики        pdf        djvu

Болдаков «Лермонтов» 1895         pdf         djvu

Вольперт Л.И. Лермонтов и литература Франции.            pdf

Хаецкая Елена «Лермонтов (Великие исторические персоны)»        pdf        djvu

Летопись жизни и творчества М.Ю. Лермонтова       pdf       rtf       fb2

Маркович В.М. и др. Pro et contra          pdf

2 комментарии на “Творческое развитие Лермонтова

  1. МОЙ СТИХИ
    Святой из гор спустился человек.
    И с милосердием Аллаха.
    Он человек такое как и мы.
    Святым дана Земля и вечность гор.
    Бекхан тебе я говорю как Брат.
    С горами я знаком Морскими.
    С горами Крыма Морями и лесами.
    Хочу сказать про праздник мой.
    Уже как семь веков Мечеть стоит.
    Узбека Хана в горах Морских.
    Бекхан желаю я тебе Коней своих.
    Коней духовных.
    Орды моей святой.
    Мой главный Конь Лунный счастливой.
    Добро и счастья людям.

    Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

  2. МОЙ СТИХИ
    Бекхан войн гор.
    В горах Кавказа где Милосердный бог Аллах.
    Жил горец бодрый Мусульманин.
    Бекхан сын гор да Сын народа.
    Закон он предков знал и соблюдал.
    И Милосердному он богу поклонялся.
    Он трепетал от имени Аллаха.
    Пророка он святого почитал.
    Закон святой старался соблюдать.
    Народ его познал единого Творца.
    Бог Милосердный вечный наш.
    Услышав голос гор.
    Бекхан ты слышал про Джихад.
    Бекхан ответил.
    Джихаду учет нас.
    Пророк святой Мухаммед и Коран.
    И голос из пещеры продолжал.
    И горы все ответили на голос.
    Бекхан ты Войн гор.
    Месть это не порок Закон глоссит.
    Хотят убить тебя убей и ты врага.
    Бекхан задумался.
    Джихад есть Жизнь и вечный наш Джихад.
    Бекхан горам ответил.
    Аллах единый наш Творец.
    Он суть всего.
    Аллах наш Милостивый Милосердный.
    Учитель наш Пророк святой Мухаммед.
    И горы отвечали.
    Бекхан ты Истину сказал.
    И знай Бекхан хотят убить тебя.
    Убей и ты врага.
    Убить врага не грех.
    И голос из пещеры продолжал.
    Джихад Бекхан есть Милосердный.
    Бог Аллах.
    Ты все поймешь Бог любит всех.
    Кто кроток передним.
    Бекхан ответил Аллах Акбар.
    Един Аллах и Истина едина.
    Хотят убить тебя убей и ты врага.
    Бекхану с уважением.
    Наш добрый Милосердный Войн гор.
    Бекхан.
    Смеренный пред Аллахам.
    Брат Бекхан.
    Почет и процветания всему Народу.
    Кавказу всем людям на Земле.

    Мой Стихи.Стихи.ру.Автор.
    Руслан. Байрамов.

Обсуждение закрыто.