Литература Гаити

Гаитянская литература — литература народа республики Гаити (занимающей зап. часть острова Гаити), в основном на французском языке. В основу культуры Гаити легли три источника: культура индейского племени таино (аравакская языковая семья), населявшего остров до захвата его европейцами; культура негров Западной Африки, ввезенных в эпоху колониальной работорговли; европейская, в частности французская, культура. Население Гаити говорит на креольском языке, в основе которого лежит французский. Литературным языком является французский язык. В народном творчестве преобладают элементы африканского происхождения, хотя до сих пор сохранились песни и легенды об Анакаоне Великой, индейской поэтессе, возглавившей борьбу индейских племен против европейских колонизаторов. Победоносная война за независимость (1791—1803) оставила глубокий след в сознании гаитян и в гаитянской литературе. В 19—20 вв. поэты, прозаики, драматурги при разных политических ситуациях возвращаются к теме освободительной войны, воспроизводят ее эпизоды, воссоздают образы ее героев — П. Д. Туссена-Лувертюра, Ж. Ж. Дессалина, А. Кристофа и др. Большинству течений гаитянской литературе свойственны гражданственность, тяготение к героике гаитянской истории. После провозглашения в 1804 независимости и создания негритянской республики получила развитие поэзия и драматургия, находившиеся в середине XIX в. под сильным влиянием франц. романтизма, а на протяжении всего 19 в. — под воздействием франц. культуры в целом. Основной темой гаитянской литературы того времени была защита страны от новых посягательств белых колонизаторов. Типично в этом отношении творчество поэта И. Но (1808—1845). Роман Э. Бержо «Стелла» (1859) о войне за независимость явился первой, хотя и слабой попыткой в этом жанре. Угрозы Гаити со стороны европейских государств и США во 2-й пол. XIX в. породили ответные взрывы патриотических настроений в публицистике (Л. Ж. Жанвье; Антенор Фирмин: «О равенстве человеческих рас», 1884, и др.) и в художественной литературе. В эти годы развивалась патриотическая поэзия О. Дюрана (1840—1906), стихам которых на французском и креольском языках свойственны уже национальные краски и ритмы, а также творчество таких поэтов, как М. Куаку (1867—1908), Т. Гильбо (1856—1937) и И. Вьё (1865—1941). Появились романы Д. Делорма «Франческа» (1872) и Жанвье «Искательница» (1889), далекие, однако, от национальной почвы и не оставившие глубокого следа в гаитянской литературе. Конец XIX — нач. XX вв. — период оживления журналистики. Вокруг журналов «La jeune Haïti» («Молодое Гаити») и «La Ronde» («Круг») сосредоточилась значительная группа писателей. В это же время наметились первые попытки создания социального романа; таковы реалистические романы Ф. Марселена (1848—1917), дающие картину нравов и быта страны. Наиболее значительное его произведение — роман «Фемистокл Эпаминонд Лабастер» (1901). Творчеству Марселена присущи черты натурализма; не свободны от них и другие видные прозаики этого периода: Ж. Лериссон (1873—1907); романы: «Семья Питит-Кай», 1905, и «Зун у мачехи», 1906, который выступал и как поэт, автор национального гимна, а также Ф. Ибер (1873—1928); роман «Сена́», 1905, и др.; в его сочинениях дана острая сатира на высшие круги гаитянского общества. Лериссон и Ибер вносили в свои романы элементы народной символики, живой разговорной речи и юмора. В творчестве этих писателей, выступавших под лозунгом «национальной литературы», проявилась наиболее сильно социальная тематика, критика политической коррупции верхов, парвеню, мнимой «свободы». Патриотизм их выражался не в экзальтированной романтике и героике, а в резком, критическом и правдивом отображении жизни страны. В творчестве поэтов группы «Круг» Ж. Сильвен, (1866—1925), Э. Вилер, (1872—1951), и

Э. Лафоре, (1876—1915) преобладали стремления уйти от действительности, приблизиться к западно-европейским образцам.

Подъем национально-освободительного движения в период американской оккупации (1915—1934) оказал решающее влияние на дальнейшее развитие гаитянской литературы. В 1926 возник журнал реалистичного направления «La Revue indigène» («Местное обозрение»), стремившийся обогатить гаитянскую литературу национальными формами, отразить окружающую жизнь. Писатели обращались к славному прошлому народа. В прозе и в поэзии наметилось преобладание социальной тематики; произошел разрыв между старым и новым поколениями литераторов. В журнале «Местное обозрение» принимал участие будущий основатель компартии Гаити Ж. Румен (1907—1944); сборник его рассказов «Добыча и тень» (1930), романы «Заколдованная гора» (1931) и «Марионетки» (1931) оказали влияние на творчество большинства писателей Гаити. Его книга «Хозяева росы» (1944, рус. пер. 1956), посвященная труду и борьбе народа, — самое значительное произведение литературы этих лет. В поэзии звучали социальные и революционные мотивы. Виднейшие ее представители — Ж. Бриер (р. 1909), Э. Румер (р. 1903), Р. Камиль (1915—61) и Ф. Мориссо-Леруа (р. 1912).

В творчестве писателей, боровшихся против американской оккупации, унижений и зверств расизма, проявилась как форма протеста тенденция т. н. «негризма» или «африканизма» — утверждения гаитянской негритянской культуры. Эта тенденция у лучших писателей (Румен, Бриер) была связана с глубоким социальным протестом и вела к широкому революционному интернационализму, в то время как у других она переходила в экзотику. Близки сюрреализму стихи К. Сент-Ода Маглуара; несмотря на крайний натурализм, его социальный роман из жизни бедняков «Парии» — один из самых значительных образцов этого жанра в гаитянской литературе. Непосредственно под влиянием творчества Румена написан роман «Канапе вер» (1944) британца Филиппа Тоби и Пьера Марселен, внесших народные элементы в язык гаитянской лдитературы. Описанию жизни крестьян посвящены романы Ж. Б. Синеа. Бурный общественный подъем в конце 2-й мировой войны вызвал на Гаити массовое демократическое движение, в котором большую роль играла молодежь. Это движение было подавлено, но оно пробудило новые общественные силы и новые силы в гаитянской поэзии. Молодая поэзия шла под знаменем социализма. Вышло много сборников молодых поэтов; среди них «Весть» Ф. Фуше (р. 1915) и первые сборники выдающегося поэта Р. Депестра (р. 1926), творчество которого впитало все лучшее в литературном наследии 30-х гг.

Послевоенная литература отмечена появлением социальных романов Э. Сент-Амана «Господь бог смеется» (1952), А. Леспеса «Семена гнева» (1949), Ф. Мориссо-Леруа «Жатва», посвященных тяжкому положению народных масс. Среди современных романистов выделяется Ж. С. Алексис (р. 1922), следующий в своем творчестве традициям Румена. Его романы о простых тружениках Гаити — «Добрый генерал Солнце» (1955), «Деревья-музыканты» (1957) — приобрели известность и за пределами страны.

В конце 50 — нач. 60-х гг. выступили молодые поэты Р. Филоктет (р. 1933), поэт-актер Л. Лемуан (р. 1923), Ж. Р. Лафоре (р. 1941), Давертиж, А. Фелпс, Ж. Этьенн и др. С 1962 выходит журнал молодых «Semence» («Сев»). Предпринимаются попытки создания литературы на креольском языке. Еще О. Дюран написал на нем поэму «Шукун» и стихи. На креольском языке пишет поэт Румер; Фуше были сделаны переводы «Царя Эдипа» Софокла и пьес Ф. Гарсиа Лорки; успехом пользовались постановки на креольском языке пьес Мориссо-Леруа. Однако еще трудно сказать, какое развитие получит эта часть гаитянской литературы.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-0281.htm