История литературы Гватемалы

ГВАТЕМА́ЛЬСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — литература гватемальского народа, в основном на испанском языке. Индейские племена майя, заселявшие территорию нынешней Гватемалы и соседних стран, обладали высокоразвитой культурой и иероглифической письменностью. Здесь разрабатывались различные литературные жанры: хроники, религиозная литература, эпическая и лирическая поэзия, драма. Но испанские конкистадоры, завоевавшие в 1523—1527 эти территории, беспощадно уничтожили памятники древней культуры. Ее следы нашли отражение в народном эпосе индейцев киче «Пополь-Вух» (опубл. 1861, рус. пер. 1959), в «Летописи какчикелей» (изд. 1855), пророческих книгах «Чилам Балам» (обнаружены в нач. XX в.), в восходящей к древним образцам драме «Рабиналь-Ачи» (записана 1862). Некоторые сведения о литературе древних майя содержали реляции и хроники конкистадоров и исп. священников, в особенности «Сообщения о делах в Юкатане» (1566, изд. 1864, рус. пер. 1955) епископа Д. де Ланда (1524—79).

В годы испанского владычества гватемальская литература носила эпигонский характер. Лишь в 18 в. появились сатирические памфлеты «Поучение сутягам или руководство для ведения тяжб» (1742) и «Уловитель душ…» (1742) юриста А. Пас-и-Сальгадо (ок. 1700—57), осмеявшего нравы судей колонии, и описательная поэма на латинском языке «Сельская жизнь в Мексике» («Rusticatio Mexicana», 1781) иезуита Р. Ландивара (1731—93), давшего поэтическое описание природы Гватемалы и быта ее жителей, и др.

После провозглашения независимости страны (1821) в литературе появились романтические тенденции. Крупнейшие представители ранней романтической литературы — поэты Х. Батрес Монтуфар (1809—44), автор сатирических «Гватемальских легенд» (1843—44), журналист и политический деятель Х. А. де Ирисарри (1786—1868), прославившийся своими стихами, собраны в книге «Сатирические и бурлескные стихи» (1867), и плутовским романом «Странствующий христианин» (1847), дающим критические изображение быта Гватемалы. Романтизм оставался господств. направлением на протяжении 19 в. Характерная особенность романтической поэзии Гватемалы — ее гражданский, боевой пафос. Поэт Х. Диегес Олаверри (1813—66) воспевал природу Гватемалы, прославлял в стихах идеи свободы («Стихи», 1893, посмертно); приобрели известность сатирической эпиграммы Х. Васконселоса (1830—78); патриотические мотивы характерны и для ранних стихов Д. Эстрады (1850—1901), в конце жизни пришедшего к пессимизму. Иным путем шло творчество Х. Фермина Айсинены (1838—98), большинство стихов которого проникнуто религиозным духом. Ему же принадлежит одна из первых романтических пьес — «Порядочный человек» (1887—88). Среди романистов наиболее значительно творчество Х. Мила-и-Видаурре (1822—82), автора исторических романов «Дочь правителя» (1866) из эпохи завоевания испанцами Южной Америки, «Назареяне» (1867) из жизни колонии и др. Он же стал основоположником литературы костумбризма, обращавшейся к изображению реального быта Гватемалы; он создал сборники нравоописательных очерков «Картины нравов» (1865), «Книга без названия» (1883, посмертно) и др. Один из лучших образцов костумбризма — антиклерик. повесть «С птичьего полета» (1879) Ф. Лаинфьесты (1837—1912).

Реалистический роман, развивавшийся под воздействием европейского критического реализма, а отчасти и натурализма, возник лишь в конце 19 в. Таковы роман «Конфликты» (1898) Р. А. Саласара, повествующий о столкновении любви и корысти, господствующей в обществе, серия из 5 романов Э. Мартинеса Собраля «Страницы жизни» (1900—02), рисующих различные стороны быта с явно натуралистич. тенденциями. М. Сото Холл (1871—1944), создавший цикл нравоописательных романов («Идеал», 1894, «Каталина», 1900, и др.), опубликовал также роман «Проблема» (1899), позднее — роман «Тень Белого дома» (1927) и публицистической книги «Никарагуа и северо-американский империализм» (1928), в которых подверг резкой критике проникновение североамериканского империализма в Лат. Америку.

В «модернистской» литературере, господствовавшей в первые десятилетия 20 в., не было полного единства. Наряду с откровенно декадентской поэзией и прозой, к «модернизму» примыкали писатели, которые, испытав частично влияние упадочнической литературы, стремились к созданию национально-самобытной литературы и обращались к национальной теме. Так, Ф. Кальдерон Авила (1891—1924) прошел путь от подражателей, декадентской поэзии к прославлению героев борьбы народов Лат. Америки и к боевым антиимпериалистическим стихам, собранным в книгах «Гордая лира» (1924), и «Песни Америки» (1926, посмертно). Р. Аревало Мартинес (р. 1884), автор поэтического сборника «Розы Энгадди» (1918), в котором воспевается родная природа, особенно прославился острыми сатирическими памфлетами в прозе: «Человек, походивший на лошадь» (1915), «Человек, походивший на тигра», в форме фантастические сказки рисующими портрет диктатора, и др.

Жестокая диктатура Х. Убико (1931—44) душила ростки прогрессивной литературы. Наиболее сильные позиции занимала декадентская литература: поэзия и романы С. А. Браньяса, поборника «чистого искусства» и реакционера в политике, А. Веласкеса (р. ок. 1892), стихи которого за 40 лет поэтической деятельности собр. в сб. «Песнь пасхальному цветку…» (1953) и пронизаны мотивами отчаяния. Натуралистические и декадентские тенденции характерны и для большинства писателей из группы «Тепеус» (возникла в нач. 1930-х гг.), обратившихся к изображению «экзотических» сторон жизни индейцев. Таковы рассказы из сб. «Четыре судьбы» (1935) и роман «Дом мертвой» (1937) К. Самайоа Чинчильи (р. 1898), сборники стихов О. Мирона Альвареса «На рассвете» и «Песнь крови».

Свержение диктатуры в окт. 1944 и демократического преобразования в стране оказали большое влияние на литературу, укрепили ряды прогрессивных писателей, объединившихся в группу «Каса де культура» и молодежное объединение «Сакер-Ти», сыгравшие положит. роль в борьбе за народную и национальную культуру. В эти группы вошли лучшие представители группы «Асенто», возникшей в начале 40-х гг., и даже группы «Тепеус» (напр., Х. У. Эрнандес Кобос, отойдя от «чистой» поэзии, создал в 1945 «Гимн Октябрьской революции», посвященный свержению диктатуры ген. Убико в окт. 1944, и сб. социальных стихов «Воскресший»). Группы возглавили прогрессивный писатель Л. Кардоса-и-Арагон (р. 1902) и крупнейший современный романист М. А. Астуриас (р. 1899), долгое время жившие в изгнании. Кардоса-и-Арагон, отойдя от прежних увлечений сюрреализмом, опубликовал книгу — репортаж о СССР «Возвращение в будущее» (1948) и сб. стихов «Маленькая симфония нового мира» — резкое осуждение капиталистического мира и песнь надежды на победу народа. М. А. Астуриас, еще в 1930 выпустивший кн. «Легенды Гватемалы», в своих романах «Сеньор президент» (1924, опубл. 1946, рус. пер. 1959), «Сильный ветер» (1950), «Зеленый папа» (1954, рус. пер. «Его зеленое святейшество», 1960) и др. нарисовал картины нищеты и угнетения народа. Молодые писатели, члены группы «Сакер-Ти» испытали на себе благотворное влияние советской литературы и прогрессивных писателей др. стран — П. Неруды, Н. Гильена, Л. Арагона и др. Наиболее значит. представители группы: Р. Лейва (р. 1916), автор поэтических сборников «Туземный мир» (1949) и «Ода Гватемале» (1953), в которых воспета героическая борьба народа за свободу, и циклов стихов «Октябрьский вечер», «Поэма о человеке» и др., прославляющих демократическое завоевания народа; публицист и критик К. Альварадо, поэт О. Р. Гонсалес (р. 1921), автор стихов о борьбе рабочих и крестьян Гватемалы за свободу и сб. «Ясный ветер» (1953), поэтического репортажа о поездке в СССР и страны нар. демократии; Э. Хуарес Толедо, опубликовавший сборники стихов «Земли без неба», «Народ и поэзия», «Пшеничная рука», автор революционных стихов Р. Соса и др. После победы реакции с помощью вооруженной интервенции США в 1954 большинство этих писателей оказалось в изгнании, прогрессивная литература ушла в подполье, продолжая борьбу за свободу и мир.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke2/ke2-0961.htm