Боливийская литература

БОЛИВИ́ЙСКАЯ ЛИТЕРАТУ́РА — литературара боливийского народа, в основном на испанском языке. До завоевания испанцами (1531—33) территорию нынешней Боливии населяли индейские племена кечуа, аймара и др., в 14 в. покоренные инками, создавшими здесь и на территории Перу могучую империю с богатой культурой. До нас дошли лишь немногие ее следы, в т. ч. боливийско-перуанская драма «Ольянтай», записанная поздно, но восходящая к древним образцам, как и нек-рые из включенных в нее песен. Бытующие поныне в индейском фольклоре т. н. арави, таки и др. жанры народных песен тоже нередко древнего происхождения.

Лит-ра колониального периода (16—18 вв.), подражавшая лит-ре метрополии, не оставила значит. памятников. Исключение составляют некоторые исторические

хроники, дающие красочное изображение природы страны и с большим сочувствием описывающие быт индейцев, их историч. прошлое. Таковы «Первая новая хроника и хорошее правление» (1584—1614, опубл. 1944) индейца Ф. Гуамана Пома, «Морализирующая хроника» (1639) монаха А. де Каланча (1584—1654) и др. В конце 18 в. в Боливии начинает развертываться освободительное движение, позднее переросшее в войну за независимость. В это время развивается патриотическая публицистика, представленная творчеством В. Пасоса Канки (1779—1851), и патриотическая лирика Х. И. де Санхинес, поэта-индейца Уальпарримачи, стихи к-рого до сих пор бытуют в устной традиции у индейцев.

После установления независимости (1826) в Боливии надолго утверждается диктатура феодально-помещичьей олигархии, буржуазные отношения развиваются медленно. Оппозиция господств. порядкам находит выражение в романтической литературе, развивавшейся под сильным влиянием европейского романтизма. Крупнейшие представители поэзии этого периода — Р. Х. Бустаманте (1821—84), Н. Галиндо (1830—65), слепая поэтесса М. Х. Мухиа (1820—88), оставившая замечат. образцы лирики, Б. Ленс (1838—78) и др. Н. Агирре (1843—88) опубл. лучший историч. роман из эпохи войны за независимость «Хуан де ла Роса» (1885), пьесы «Мечтатели и жертвы» и «Возмездие героев». Получили известность также романы «Остров» (1864) М. М. Кавальеро (1819—66); «Юность сердца» (1867), «Горькие дни» (1886—91) и «Его превосходительство и его светлость» (1889) С. Вака Гусмана (1846—96); драмы Ф. Рейеса Ортиса (1828—82), Х. Росендо Гутьерреса (1840—83) и др.

В 1880—90-х гг. возникает т. н. костумбризм (от исп. costumbre — нрав, обычай), начальный этап реалистич. лит-ры. К этой бытоописат. лит-ре принадлежат многочисл. повести Л. Ансоатеги де Камперо (1846—98), отмеченные социальной сатирой и тонким психологизмом, повести и рассказы из провинц. жизни А. Самудио (1854—1928), сб. легенд «Имперский город Потоси» (1905) Х. Лукаса Хаймеса (1840—1910), сатирич. социально-критич. очерки Х. С. Вальдеса, собранные в книге «Силуэты и наброски» (1889).

В конце 19 в. в боливийской поэзии утверждается т. н. модернизм, нередко ориентировавшийся на европ. декадентскую поэзию. Главой боливийского модернизма стал Р. Хаймес Фрейре (1868—1933), автор сборника стихов «Варварский кастальский источник» (1897), где излагаются сканд. мифы. С модернизмом отчасти связаны и Г. Рейнольдс (р. 1882), Ф. Тамайо (р. 1879), Х. Э. Герра (1893—1943) и др., в произв. к-рых обнаруживаются поиски нац. темы. В то же время в Б. л. появляется реалистич. социальный роман, в к-ром получают отражение развитие бурж. отношений и обострение классовой борьбы. Один из первых реалистов А. Аргедас (1879—1946) в романе «Креольская жизнь» (1912) нарисовал картину столичной жизни на рубеже века. Присущий Аргедасу пессимизм в оценке возможностей нар. масс сказался в его публицистич. труде «Больной народ» (1909), в повести «Вата Вара» (1904), позднее развитой в роман «Бронзовая раса» (1919), натуралистически изображающий тяжкий труд и быт индейцев. Х. Мендоса (1874—1938), прозванный «боливийским Горьким», нарисовал картину шахтерского труда в романе «В недрах Потоси» (1911) и жестокой эксплуатации индейцев на плантациях — в романе «Варварские страницы» (1914). С бурж.-демократич. позиций подверг критике социальную действительность А. Чирвечес (1883—1926), давший сатирич. изображение избират. кампании и политич. жизни в романе «Кандидатура Рохаса» (1908) и клерикально-аристократич. нравов в романе «Фамильный дом» (1916).

В 20-х гг. получила развитие социальная поэзия О. Эстрелья, Э. Паса (ум. 1930), Ф. Диеса де Медина (р. 1908) и других поэтов. Социальную тему в драме развивал Н. Ортис Пачеко, автор пьесы «Годовщина свадьбы» и др., в прозе — Тристан Мароф (псевд.; наст. имя — Г. А. Наварро; р. 1896), опубликовавший сатирич. политич. романы «Штатские» (1919), «Светонио Пимьента» (1924), «Уолл-стрит и голод» (1931). Разоблачению продажности бурж. политиков и коррупции гос. аппарата посвятили свои романы «Почтенный Порото» (1921) и «Дело в окружении» (1923) Г. А. Отеро (р. 1896); «Платония» (1923) Х. Агирре Ача (1877—1941); «Политик» (1925) Л. Торо Рамальо (1898—1950) и др. Боливийско-парагв. война за источники нефти в Гран-Чако (1932—35), в ходе к-рой погибли сотни тысяч боливийцев, способствовала подъему демократич. и рабочего движения, проникновению идей марксизма в среду рабочих и передовой интеллигенции, усилению борьбы против империалистич. экспансии. Против войны с пацифистских позиций выступили в своих романах «Муки цивилизованного человека» (1935) Э. Ансе Матьенсо (р. 1902), «Чако» (1936) Л. Торо Рамальо, «Военнопленный» (1937) А. Гусман, в сб. рассказов «Кровь метисов» (1936) А. Сеспедес (р. 1904).

В 1930-х гг. большую популярность приобретает лит-ра «индихенизма», обратившаяся к описанию тяжкой жизни и бесправия индейцев. В ряде произв. развивается тема чудовищной эксплуатации трудящихся на плантациях и в шахтах. Таковы романы «Зеленый хмель» (1938) и «Плоскогорье» (1945) Р. Ботельо Госальвеса (р. 1917), «Вечные странники» (1939) Р. Лейтона, «Утама» (1945) и «Шахта» (опубл. 1953, посмертно) А. Гильена Пинто (1896—1950), «Северный тропик» (1949) Н. Пардо Валье (р. 1901) и др. Искреннее сочувствие обездоленным в этих романах чаще всего сочетается с неверием в силы народа. Более значительны роман А. Сеспедеса «Дьявольский металл» (1946) — одно из самых ярких произв. о жизни горняков, сатирич. обличающее капиталистич. порядки; роман «Солнце правосудия» (1947) М. Мендосы Лопеса (р. 1910), рассказывающий о кровавом подавлении восстания индейцев; роман О. Серруто (р. 1907) «Огненный потоп» (1935), показывающий рост революц. настроений в солдатской и шахтерской среде. Большой интерес представляет также творчество одного из крупнейших совр. писателей Боливии Х. Лары (р. 1904); в своих стихах, романах «Суруми» (1943), «Янакуна» (1952, рус. пер. 1958), «Наша кровь» (1959) он показывает невыносимые условия жизни индейцев, выступает за социальную справедливость. Активный борец за мир, Лара в 1953 посетил Советский Союз; в ряде очерков дал правдивую картину социалистич. строительства.

http://feb-web.ru/feb/kle/kle-abc/ke1/ke1-6804.htm

http://www.bolivianos.ru

 

Один комментарий на “Боливийская литература

Обсуждение закрыто.