ИИ — Интеллектуальные системы

При изучении искусственного интеллекта необходимо знать, что такое интеллект. Здесь рассматривается идея интеллекта, типы и компоненты.

Что такое интеллект?

Способность системы/человека вычислять, рассуждать, воспринимать взаимосвязи и аналогии, учиться на опыте, хранить и извлекать информацию из памяти, решать проблемы, понимать сложные идеи, свободно использовать естественный язык, классифицировать, обобщать и адаптировать новые ситуации.

Типы интеллекта

Как описывает Говард Гарднер, американский психолог, изучающий развитие, интеллект проявляется во многих аспектах:

  1. Лингвистический интеллект — Способность говорить, распознавать и использовать механизмы фонологии (звуки речи), синтаксиса (грамматика) и семантики (значение).Способность говорить, распознавать и использовать механизмы фонологии (звуки речи), синтаксиса (грамматика) и семантики (значение).
  2. Музыкальный интеллект — Способность создавать, общаться и понимать значения, заложенные в звуке, понимание высоты звука, ритма.
  3. Логико-математический интеллект — Способность использовать и понимать отношения при отсутствии действия или объектов. Понимание сложных и абстрактных идей.
  4. Пространственный интеллект — Способность воспринимать визуальную или пространственную информацию, изменять ее и воссоздавать визуальные образы без привязки к объектам, строить трехмерные изображения, а также перемещать и вращать их.
  5. Телесно-кинестетический интеллект — Способность использовать все тело или его часть для решения задач или создания изделий, контролировать мелкую и грубую моторику, а также манипулировать предметами.
  6. Внутри личностный интеллект — Способность различать собственные чувства, намерения и мотивы.
  7. Межличностный интеллект — Способность распознавать и проводить различия между чувствами, убеждениями и намерениями других людей.

Можно сказать, что машина или система обладает искусственным интеллектом , если она оснащена как минимум одним, а максимум всеми имеющимися в ней видами интеллекта.

Интеллект нематериален. Он состоит из −
Рассуждения
Обучения
Решения проблем
Восприятия
Лингвистического интеллекта

 

 

 

Рассуждение − это набор процессов, которые предоставляют основу для суждения, принятия решений и прогнозирования. Существует два общих типа − индуктивное и дедуктивное рассуждение.

Индуктивное рассуждение — позволяет провести конкретные наблюдения, чтобы сделать общие заявления. Даже если все посылки в утверждении истинны, индуктивное рассуждение допускает ложность заключения. Например: «Татьяна — учитель. Татьяна прилежна. Следовательно, все учителя прилежны»

Дедуктивное рассуждение — начинается с общего утверждения и рассматривает возможности достижения конкретного, логического вывода. Если что-то верно относительно класса вещей в целом, то это верно и для всех элеементов этого класса. Пример − «Все женщины старше 60 лет являются бабушками. Татьяне 65 лет. Следовательно, Татьяна — бабушка».

Обучение − это деятельность по приобретению знаний или навыков путем изучения, практики, обучения или переживания чего-либо. Обучение повышает осведомленность субъектов исследования. Способностью к обучению обладают люди, некоторые животные и системы с искусственным интеллектом.

Обучение классифицируется на −

  • Аудиальное обучение − это обучение посредством слушания и восприятия на слух. Например, студенты слушают записанные аудиолекции.
  • Эпизодическое обучение − учиться, вспоминая последовательности событий, которые человек видел или пережил. Это линейно и упорядоченно.
  • Моторное обучение − это обучение посредством точного движения мышц. Например, выбор предметов, письмо и т. д.
  • Наблюдательное обучение − учиться, наблюдая и подражая другим. Например, ребенок пытается учиться, подражая своему родителю.
  • Перцептивное обучение − это обучение распознаванию стимулов, которые человек видел раньше. Например, идентификация и классификация объектов и ситуаций.
  • Реляционное обучение − включает в себя обучение дифференциации различных стимулов на основе реляционных свойств, а не абсолютных. Например, добавление «немного меньше» соли во время приготовления картофеля, который в прошлый раз оказался соленым, когда его готовили.
  • Пространственное обучение — это обучение с помощью визуальных стимулов, таких как изображения, цвета, карты и т. д. Например, человек может создать в уме дорожную карту, прежде чем фактически следовать по дороге.
  • Обучение по принципу стимул-реакция − это обучение выполнению определенного поведения при наличии определенного стимула. Например, собака поднимает ухо, услышав дверной звонок.

Решение проблем — это процесс, в котором человек воспринимает и пытается прийти к желаемому решению в текущей ситуации, выбирая какой-либо путь. Решение проблем также включает принятие решений, то есть процесс выбора наиболее подходящей альтернативы из множества доступных для достижения желаемой цели.
Восприятие — это процесс получения, интерпретации, выбора и организации сенсорной информации. Восприятие предполагает ощущение . У людей восприятие поддерживается органами чувств. В области ИИ механизм восприятия объединяет данные, полученные датчиками, в осмысленную форму.
Лингвистический интеллект − это способность человека использовать, понимать, говорить и писать устную и письменную речь. Он важен в межличностном общении.

Разница между человеческим и машинным интеллектом

  • Люди воспринимают информацию на основе шаблонов, тогда как машины воспринимают информацию на основе набора правил и данных.
  • Люди хранят и вспоминают информацию по шаблонам, машины делают это с помощью алгоритмов поиска. Например, число 40404040 легко запомнить, хранить и вспоминать, поскольку его шаблон прост.
  • Люди способны распознать весь объект, даже если какая-то его часть отсутствует или искажена, тогда как машины не могут сделать это правильно.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *